Найти тему
Позвольте поделиться

Семейные разборки. Хотите поприсутствовать?

Захожу в интернет и вижу рекламу какой-то театральной постановки: "Актёры на расстоянии вытянутой руки!" О чем они, не стала разбираться, только совсем недавно у меня такое было. И это не в иммерсивной постановке, а в Московском Театре Юного Зрителя на спектакле "Кто боится Вирджинии Вулф".
Спектакль поставлен режиссёром Кама Гинкасом не на сцене зрительного зала, а в фойе театра. Зрительские места разместили в несколько рядов с хорошим подъемом и с двух сторон вдоль стен от сценического пространства, создав иллюзию большой гостиной. По пьесе, время от времени герои отправляются на второй этаж, не требуется никаких дополнительных декораций - центральная театральная лестница сама становится логическим продолжением сцены. И при такой сценографии артисты совсем рядом.

Тема, поднятая Олби, слегка мутноватая, так же как и название. Ну, причём тут эпатажная неуравновешенная кончившая жизнь самоубийством писательница-феминистка Вирджиния Вулф? Если, что и объединяет его пьесу с её творчеством, так это глубокий психологизм. Но не в эту игру автор хочет сыграть со зрителями и героями. Он настроен подкидывать темы и задавать вопросы, на которые постепенно в репликах героев зрители находят ответы. А с названием... кто смотрел и остался в неведении, находит ответ в интернете: это игры драматурга, который сыграл от аллюзий. Ему имя Вирджинии Вулф померещилось в написании фразы из сказки Три Поросёнка "Нам не страшен страшный волк", что в английском варианте звучит как "Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?", вот и появилось "Who’s Afraid of Virginia Woolf?".
Но это всё неважно, а важно, ради чего затеял автор все эти игры , и как режиссёр и артисты донесли историю до зрителя.
Супруги Джордж и Марта, прожившие вместе более двадцати лет, прекрасно знают друг друга. Они постоянно пикируются, но в их колкостях ощущается взаимная привязанность и болезненная зависимость. И к этой, так давно совместно живущей паре заглядывает в гости чета недавно официально оформившая свои семейные отношения. Молодой человек Ник - подающий большие надежды преподаватель, и его простоватая женушка — Хани.
Вся компания в легком подпитии. Алкоголь развязывает язык, и вот уже отброшены официальные правила приличия и собеседники вытаскивают из шкафов семейные скелеты, причем старшие кажутся более раскованными и беспринципными в своих признаниях. Тут и попытки разобраться во владеющих ими чувствах, подвести жизненные итоги, построить прогнозы на ближайшее будущее для своих новых знакомых.
Психологические переживания и интеллектуальные диалоги отлично передаются Ольгой Демидовой, исполняющей роль хозяйки дома Марты. Отчетливо сознающим собственную нереализованность, неверящим в счастливые перспективы, уставшим и не желающим что-либо кардинально менять в жизни, представлен Игорем Гординым его герой Джордж. Маленький штришок в костюме — домашние тапочки, и сразу: шаркающая походка, расслабленность, наплевательское отношение к тому, как он будет выглядеть в глазах гостей. Он не заинтересован в том, чтобы выглядеть представительным, его это не занимает. А всё то, что его занимает и о чем он думает, Джордж без стеснения высказывает едким и весьма колким языком.
Молодым задорным петушком по началу ощущает себя приглашенный в гости Ник. Илье Шляге, ответственному за эту роль, удалось передать некоторое волнение и неуверенность при знакомстве и дальнейшую трансформацию образа. Молодой человек, наслушавшись «добрых советов», поощряемый обоими супругами начинает флиртовать с Мартой, не обращая внимания на свою перебравшую бурбона жену Хани. Роль глуповатой Хани чудесно исполнила Евгения Михеева.
Ближе к концу ночи к гостям приходит понимание, что хозяева сыграли с ними в какую-то унизительную игру, но остался ли они в выигрыше, большой вопрос. Судьба сдает карты, и человеку в этой партии можно только строить предположения. И если рядом с тобой преданный, понимающий тебя человек, то это и есть выигрыш, подаренный судьбой.
Мой рассказ о спектакле слишком краток и прост. Сценическое повествование гораздо объемнее и интереснее. Психологическая вещь с тонкими актерскими работами.