Интересным наблюдением со мной поделились социальные педагоги. О жалости и ненависти к детям, оказавшимся в трудной ситуации. Сегодня речь пойдет о разном отношении к детям, оставшимся без попечения родителей. Вопрос очень тонкий, будьте внимательны.
У меня в гостях Анечка. 15 лет. Круглая сирота с 12. Она из числа детей, которым относительно повезло – после гибели родителей, её воспитывают кровные родственники. Она осталась в семье. Однако, девочка за последний год имеет 2 привода в полицию по хулиганке и мелкой краже, у неё сложные отношения с родными. Агрессивна, демонстрирует показушно - развязное поведение. Я начинаю беседу с вопроса и бабушке (Аня её сильно ударила, бабушка в разговоре со мной девочку покрывает, винит себя)
-Ань, я беспокоюсь за твою бабушку. Она очень сильно ударилась о дверь. Её осмотрел врач? Ты не видела, как это произошло?
- Нет, не видела,- отвечает девочка,- она растяпа, то разобьет что-нибудь, то ударится. Я за ней следить не нанималась.
- Уверена, она бы сильно переживала, если бы ты ударилась,- настаиваю я.
- Еще бы, с кого они бабло пилить будут?- ухмыляется Аня.
- Думаешь, они тебя любят из-за денег?- уточняю я,- но тогда нелогично выходит. Они ведь тебя с рождения любят, да и по отчетам твои расходы явно превышают доход.
- Они там по-любому левак пишут, я столько не трачу. Или сами получают больше. Мне, в принципе, всё равно, они мне должны, раз я сиротой стала. Надо было вовремя нормально заботиться, жила бы как все.
Здесь Аня лукавит. На ней дорогие вещи, она ездила в Турцию на отдых, на номинальном счете скопилась неплохая сумма. Вся загвоздка в том, что я не вижу сочувствия или переживания за ситуацию с бабушкой. Нет угрызений совести из-за хамства дедушке. Она не сопереживает, проявляет нечто, похожее на брезгливость. Её утомляет эта тема, меняем направление разговора.
- Аня, расскажи мне, что за история случилась с твоим яблочком (телефон был подарен ей на день рождения)?
- Потеряла,- отвечает девочка без тени сожаления.
-Не жалко? Новый же совсем, - продолжаю я.
- А, пофигу, новый купят, - бросает Аня и смотрит в сторону моей сумки на вешалке. Сумка дорогая, не моя. Я повесила её намеренно. Сегодня на мне золотое колье и крупные серьги. Девочка проявляет к вещам живой, искренний интерес, задаёт вопросы, начинает хищно улыбаться.
В процессе общения с Аней, всплывает характерная для некоторых сирот проблема: девочка уверена, что все вокруг ей должны. Потому что так устроено. Мир причинил ей большую боль и таким нехитрым образом «искупает свою вину». То добросердечие, с которым родные стараются угодить Анечке, она воспринимает как попытку «замазать свои косяки» в отношениях с её родителями. Пустоту и боль от потери близких Аня заполняет злобой и обидой на окружающих. Ведь сколько бы много ей ни давали - всегда будет мало.
У девочки нет никаких обязательств по хозяйству, у неё не в меру раздутый карманный бюджет, отсутствует контроль за её учебой. Если взрослые начинают «впихивать» Аню в рамки или пытаться договориться с ней об элементарных ограничениях, следует шантаж и бунт. Этот случай сложен еще и потому, что бабушки и дедушки не понимают сути проблемы, искренне уверены, что всё это – последствия аварии и сиротства. Потребительское отношение и хамство здесь не защитные реакции, а способ приспособления к окружающему миру.
Аня со временем всё искуснее манипулирует людьми, давит на жалость, «сливается» с ответственных моментов. Этот нехитрый способ приспособления я наблюдаю в разной степени у многих сирот. Встречаются и такие-же взрослые. Некоторые из них – биологические родители моих подопечных. В этих случаях коррекция будет очень длительной и даст слабый результат.
Лично я считаю основной причиной такого поведения окружающих взрослых. Одни выстраивают провокационную линию отношений по недопониманию , другие – потому что «так проще». Встречаются такие промахи и у практикующих психологов- консультантов.
А что думаете Вы? Нужно ли «жалеть» сирот, давая им поблажки в моральном плане? Где проходит граница «не навреди» в данном вопросе?