Недавно мы с Анастасией Александровной Симоновой, к.и.н., доцентом МПГУ обсуждали крымского святого Стефана Сурожского. Так как наши многие читатели (я знаю) не любят смотреть видео, считаю нужным привести часть нашего интервью текстом. Тот фрагмент, где мы обсуждаем было ли крещение Стефаном новгородского князя в "дорюриковские" времена.
- Анастасия Александровна, напомните нам эту легенду.
-Одно из самых знаменитых посмертных чудес Стефана Сурожского (VIII в. н.э.) - это чудо, которое связано с новгородским князем Бравлином. Сюжет таков. Новгородский князь с дружиной нападает на город Судак. Громит. В том числе разоряет и церковь. Ту, в которой находятся мощи уже почившего к тому времени Стефана. Сообщается, что церковные книги, драгоценная утварь - всё разбрасывается; князь - неистовый язычник всё топчет. Когда он касается гробницы святого, то слепнет. Стефан ему является и говорит: "Ты прозреешь только тогда, когда примешь истинную веру".
Князь раскаивается, принимает крещение, после чего к нему возвращается зрение. Крестит он и свою дружину. Отдает награбленное и уходит в Новгород.
Легенда, корректнее сказать - сообщение, оно такое. В наших летописях этого эпизода нет. Единственное упоминание про князя Бравлина и Стефана Сурожского можно найти в Степенной книге 1563 года, то есть с указанных событий прошло уже 800 лет.
Ещё знаем и из житий святого Стефана. Краткое житие было написано ещё в XIV веке. Там автор ссылается на другой источник, на пространное житие, которое утеряно. Оно было ещё старше. Считают специалисты, что есть элементы текста, которые относятся непосредственно к концу XVIII века, когда и было написано первое житие Стефана.
- Но ведь дабы удревнить нашу историю часто сливают воедино Бравлина и князя Буривого, которого находил Татищев в ведомой ему одному Иоакимовской летописи. Напомню, Буривой, это якобы отец Гостомысла, который приглашает Рюрика. Кстати, по годам вполне похоже. Совпадение есть, тут отрицать было бы неправильно.
- Эта версия - она одна из самых дискуссионных точек в науке. Действительно ли Бравлин является историческим персонажем или это в житии Стефана наслоение нескольких образов, в том числе и с образом князя Владимира, который захватит Корсунь в конце 10-го века (у него тоже условием возвращения зрения было принятие крещения).
- А у греков есть упоминание о Стефане и Бравлине? Сурож тогда же Византийская провинция.
- Нет. Это сюжет, который характерен только для нас.
- Когда я впервые узнал об этом сюжете, он мне настолько понравился, что я хотел в него поверить, но потом стали одолевать вопросы. Например, если крестился Бравлин с дружиной, то придя в Новгород, они должны были оставить следы новой веры, по крайней мере, даже если не стали крестить весь народ.
- Конечно, как минимум, должна была появиться христианская атрибутика, например, крестики. К тому же князю нужен духовный наставник, он же ничего в христианстве не знает. Он просто покрестился. По идее с ним должен был приехать и священник. Но у нас нет никаких свидетельств.
- С другой стороны, есть аргумент в пользу того, что это возможно. Бравлин же язычник? А значит у него богов много. Ему говорят, что нужно покреститься. В его понимании - это принять веру в нового бога. Для него не проблема. Есть Сварог, есть Дажьбог, "давайте сюда ещё и вашего для комплекта". Церемониал прошли. В Новгород вернулись, помнят, что в Крыму там свой бог есть, но тут уж свои родные пенаты, сюда юрисдикция сурожского бога не распространяется.
- Да, вполне.
- Но тогда давайте задам Вам главный вопрос - а был ли Новгород в те годы?
- Опять же, мы возвращаемся к тому, что у нас нет материальных свидетельств, которые бы точно датировали Новгород тем веком. Хотя мы знаем, что по названию даже выдвигались точки зрения, что этот город гораздо древнее IX века. Новый город, значит был какой-то ещё "Старый город". Предполагают, что это Ладога. Но пока таких очень ранних находок мы не обнаружили.
- Если мы найдем в Судаке надпись, например, на греческом, что "Здесь был Бравлин из Нового Города", то ведь оппоненты всегда скажут, что "Новый Город" - это вовсе не Новгород, а Неаполь, который ровно такое же значение и имеет.
- Конечно, всегда будут скептики, это потребует дополнительных доказательств, но это на один шажочек нас приблизит к подтверждению историчности Бравлина. Хотя на данный момент, принято считать, что это реально историческая личность, но пока не доказуема ни родословная, ни какая другая подробность его жизни.
- Есть ли надежда, что мы вообще что-то узнаем новое? Кто-то занят поисками в практическом плане в Судаке или в "тайных архивах" Константинопольского патриарха? Где ещё можно искать?
- Существуют единичные статьи, которые пытаются с сюжетом о Бравлине поработать, но какого-то полного сборника, в котором были бы собраны все возможные тексты, связанные со Стефаном, пока не существует. Хотя историография достаточно обширная. С XIX века появляются работы, связанные с этим крымским святым.
- А на археологию стоит надеяться, или уже всё на тех местах застроено?
-Работы в Судаке ведутся в самой крепости. Они на долгое время прерывались. Сейчас возобновились, поэтому, кто знает... всё возможно.
Полную версию интервью можно посмотреть в видеоформате по этой ссылочке.
Ставьте лайк, подписывайтесь. Читайте "11 ЭКЮ". Ждем Вас и в нашем уютном телеграм-канале.