С тех пор как человечество познакомилось с ковидом, в российской литературе и кинематографе стал особенно заметен тренд на истории про опасные вирусы, ведущие к концу света. Можно считать это конъюнктурой и заигрыванием с актуальной повесткой, но многие идеи и сюжеты были придуманы писателями задолго до пандемии-2020. И вот это действительно страшно.
Один из последних сериалов по теме — «Выжившие» Андрея Прошкина вышел в 2021, но был анонсирован еще в 2019. А роман Игоря Колосова «Выжившие хотят спать», по мотивам которого был снят сериал, написан и вовсе в 2016 году. Правда, связь между сериалом и романом самая условная.
В книге описано неопределенное будущее, в котором произошла глобальная природная катастрофа — Великий Холод. Некоторым людям удалось выжить, скрываясь в подземельях. Из-за того, что они много спали, в их организмах развился вирус, не дающий просыпаться самостоятельно: если человека кто-нибудь не разбудит, он обречен на смерть во сне. Когда появляется возможность выходить наружу, люди становятся пилигримами в поисках лучшего. Те, у кого есть пара, имеют больше шансов на выживание, а одиночки, боясь заснуть, превращаются в обезумевших агрессивных «шатунов», пока не падают от усталости и не засыпают мёртвым сном. Главные герои романа, семейная пара Иван и Ева, двигаются в неопределенном направлении, обыскивая встречные магазины в надежде найти консервы, спят по очереди, прячутся от стай голодных собак и крыс. Иван замечает появляющиеся знаки, указывающие дорогу, но куда и кем они оставлены — загадка. Герои двигаются со стороны Брянска к Москве, в пути к ним присоединяются Грег и Анна. Компания сталкивается не только с дикими животными, но и с опасными людьми, попадают в рабство, переживают насилие, отчаяние, ужас, предательство, разочарование. Знаки приводят их в Останкинскую башню именно тогда, когда Москву накрывает потоп.
В сериал из романа перекочевали только идея сонного вируса и длинный путь в поисках спасения. Ни имена героев, ни географические направления движения не совпадают. В небольшом современном городе стремительно развивается болезнь, при которой удушающий кашель с кровью вызывает смерть. Выжившие так же подвержены погружению в сон. Одна из центральных героинь, Настя, однажды не просыпается. Её дочь и бывший муж не надеются на то, что она выживет. В целесообразность ухода за спящей верит только случайный знакомый, Саша Морозов. Он недавно выписан из психиатрической лечебницы, имеет способность видеть вещие сны и представляет интерес для учёных, потому что не подвержен сонному вирусу и единственный среди всех просыпается самостоятельно. Подобно героям книги, герои сериала отправляются в путешествие. Только тут их ведут не знаки, а вера в некий научный Институт, который разрабатывает вакцину и лекарства от эпидемии. С Сашей едут его друг, врач, спящая Настя, её бывший муж, дочь, учительница дочери, отец учительницы и местный бандит. Герои сталкиваются с разными выжившими, живущими замкнутыми общинами, но больше конфликтуют между собой.
И книга, и сериал показывают, как меняются люди в условиях глобальной катастрофы. И там, и там у героев есть выбор: спасать только себя или помогать другим. Впрочем, этот выбор стоит перед людьми всегда, даже и без конца света. В книге также ярко выделена тема отношений Ивана и Евы. Их крепкая «сцепка» обусловлена не только необходимостью будить друг друга — героев связывает настоящая любовь, они способны на поступок. Учитывая все обстоятельства, беременность Евы кажется каким-то чудом. Но и простые чувства, которые Иван и Ева сумели сохранить, учитывая всё те же обстоятельства, — тоже чудо.
В сериале любовная линия весьма необычна: душевнобольной Саша, встретив Настю, которую видел во сне, проводит с ней всего день, прежде чем та погружается в кому. Но именно он, чужой человек, продолжает оберегать её, не бросает, уезжая в Институт, и вообще учит дочь Насти и бывшего мужа, как правильно относиться к спящей даже с философской точки зрения. Правда, в отличие от остальных, Саша контактирует с Настей в галлюцинациях и снах. Получается, что оставаться человеком в ситуации всеобщего хаоса и борьбы за жизнь, позволяет, грубо говоря, безумие.
Возвращаясь к мысли о пророческих сюжетах, невозможно не упомянуть сериал, на сравнение с которым «Выжившие» были обречены. Это “Эпидемия” Павла Костомарова и Дмитрия Тюрина по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро», вышедший в 2018 году, покоривший Netflix и удостоившийся похвалы от самого Стивена Кинга. Там героев тоже раздирают противоречия и внутренние конфликты, и тоже выделяется мысль о необходимости оставаться людьми, даже если вокруг — опасность. Несмотря на сходство сюжета, до сих пор нет единого мнения, какой сериал получился лучше, правдоподобнее и эффектнее. Спорят и критики, и зрители. Но этот факт лишь подтверждает большой интерес к обоим проектам.
Второй роман в цикле Игоря Колосова,Иди по знакам", недавно поступил в продажу.
По итогу, «Выжившие хотят спать» и «Выжившие» — не просто роман и его вольная экранизация. Это два разных, но вместе с тем удачно рифмующихся и дополняющих друг друга произведения, которые подводят читателя и зрителя к одной и той же мысли: мало просто выжить — важно остаться человеком. А это уже гораздо труднее.
Материал подготовлен редакцией отдела фантастики издательства "Эксмо".