Ни у кого не возникает вопроса, нужно ли учить английский язык, но часто возникает вопрос "как"? Как мотивировать ребенка? Достаточно ли разговорного языка или все-таки надо не забывать про грамматику?
До 5-го класса школы моя дочь учила английский в обычной школе, а дома я с ней разговаривала только на английском. На тот момент я была увлечена карьерой и мне казалось, что этого будет достаточно. Обстоятельства слоились так, что в 2019 году мы стали рассматривать европейское гражданство и потребовалось получение дочерью параллельного образования. Тут, под внешней красотой, и вскрылась проблема. Дочь отлично понимала английскую речь, неплохо отвечала и активно выражала свое мнение, но отвратительно писала! Нас не принимали ни в одну приличную школу, потому что на вступительных экзаменах мы не могли набрать баллов, даже слово «мама» она через раз писала, как «matcher». Я сама преподаватель и понимала, что в таком возрасте исправить спеллинг и поставить идеальную грамматику практически невозможно, но решено было сделать все возможное, чтобы получить максимально хороший результат.
По рекомендации друзей, мы стали присматриваться к новой, на тот момент, школе с известными педагогами. Скажу сразу, первый год мы вкладывали в учебу сильно больше времени, чем одноклассники дочери. Я говорю «мы» потому что моя дочь не из тех, кто сам будет делать домашние задания без контроля. Мое железное терпение и отточенная современная методика помогли нам добиться быстрого (1 год) результата. Подробно про каждый пазл нашего успеха:
1. Программа.
В программе школы Englium преподают классический английский, с большим количеством письменных отработок, устных ответов и грамматики. Самое важное, что на курсах на Тимура Фрунзе не стараются растянуть программу, а обучаются в очень высоком темпе, так что результат виден уже через год. К каждому уроку дети должны прочитать 1-2 главы из классического произведения (например, «Трое в лодке, не считая собаки»), на основе этого материала выучить 15-30 новых слов из этой главы и отработать грамматические упражнения по тексту.
2. Организационная структура.
Каждый урок, абсолютно каждый, в школе начинается с проверочной работы по словам, которые надо выучить дома. При том спрашивать будут и написание, и употребление в конструкциях, и переводы! Бывают задания, когда ребенок должен угадать слово по описанию или подобрав синонимы/антонимы. Неплохо, да? Если взять за среднее число 20 слов за урок, то за четверть дети выучивают 180 слов, а за год около 700 слов. И не забывайте про тройной уровень отработки – 2 раза в неделю письменно в грамматических конструкциях, 2 часа в неделю с носителем по академическому подходу, 1 час в неделю с другим носителем, в более клубной и свободной атмосфере.
3. Мотивация контентом.
Когда выбирали школу, рассматривали Дом Станкевича и Englium. Второй выиграл материалом. Программа сочетает в себе классические произведения, которые должен прочесть каждый ребенок, и социологию – актуальные темы из современных энциклопедий и публицистики. Дочь читала «Трое в лодке, не считая собаки», «Портрет Дориана Грея» и «20000 лье под водой». На социологии ей особенно запомнились темы про роботов и современные технологии из журнала The New Yorker 2020 года. Правильно подобранные учебные материалы действительно помогают делать учебный процесс более интересным и захватывающим. Благодаря им дети развивают навыки анализа и синтеза, расширяют кругозор и повышают уровень знаний.
Почти все грамматические упражнения тоже написаны на основе тех текстов, которые дети читают. Это помогает снизить пресность отработки грамматических конструкций, привлечь внимание детей и вдохнуть жизнь в учебный процесс.
4. Педагоги и темперамент.
Сложно недооценить влияние учителя на процесс обучения. Несмотря на то, что мы пошли учиться в Englium, школу, где программа продумана до каждой запятой и учитель следует строгому алгоритму, дети хотят видеть харизматичного и сильного педагога, а мы, родители, профессионала с идеальным языком и британским акцентом.
Кроме того, очень важен опыт, чтобы педагог мог определить темперамент учеников, так как от этого будет зависеть насколько уроки будут активными, динамичными и быстрыми. Все же, есть как очень энергичные и общительные ребята, так и более обстоятельные, им нужно медленно вникнуть в тему, повторить слово лишний раз. Игры на быструю реакцию заставляют их нервничать, но при этом они легко концентрируются на одной задаче. Чтобы поступить в Englium ребенка тестируют на знание языка, дают тест на психологические особенности и родителям дают заполнить анкету, где они описывают характер своего ребенка. Как нам сказали, исходя из этого детей делят по группам между собой и ставят подходящего учителя. Я сразу предупредила, что нам нужен учитель построже и поактивнее. Современному поколению необходимо постоянно менять вид деятельности на уроке, иначе моя дочь, например, начинает отвлекаться и не концентрироваться на обучении. Я сама общалась с учителем всего 3 раза, сложно оценить, но, в общем и целом, мне она понравилась. А поверила я в ее мастерство, когда разрешила, замученному четвертными контрольными ребёнку, не делать дз по английскому, а дочь: «Стыдно не прочесть главу к уроку Елены Андреевны, она поймет и перестанет меня уважать».
5. Школьное комьюнити и Социальная мотивация.
Модное нынче слово «комьюнити» описывает то, что в советское время называлось кружок по интересам. Все-таки дети в группах собраны с фокусом на обучение, совсем бездельников нет, поэтому им есть что обсудить и на английском, и кроме английского. Они дружат, собираются в выходные, снимают тик-токи. А администрация Englium направляет групповой энтузиазм в интеллектуальное русло, организуя выходы в театры, музеи, приглашая на научно-познавательные лекции. Это площадка для общения, обмена опытом и развития личного потенциала каждого участника.
Здесь ребенок может найти себе друзей, учителей, наставников, получить ответы на интересующие вопросы, увидеть свои достижения и достижения других участников, узнать новые идеи и поделиться своим опытом. Занимаясь, например, один-на –один с репетиром все это упускается. А дружное международное комьюнити учеников и педагогов-наставников способствует активному участию ребенка в образовательном процессе, усиливает вовлеченность детей и пробуждает интерес к обучению.
Такие взаимодействия помогают создать благоприятную атмосферу для обучения, в которой они могут получать социальную мотивацию, ведь никто не хочет быть самым слабым в группе и отставать от интересов друзей, все хотят одобрения. В то же время, в случае трудностей, ребенок всегда может рассчитывать и на поддержку друзей и получить позитивный опыт преодоления проблем, потому что практически каждый в группе сталкивается со сложностями.
6. Немного кнута. Программа построена таким образом, что школа не дает детям возможности не готовиться к урокам. Несмотря на катаклизмы и болезни, ребенок может не сдать только одно домашнее задание в четверть и одну проверочную работу. Если вы пропустили урок, то, как только ребенку станет лучше, и он выйдет на учебу, он должен будет остаться в школе, чтобы доделать то, что пропустил пока болел. По правилам школы, чтобы перейти в следующую четверть ребенок должен написать четвертную контрольную на 3-5 баллов. Чтобы получить допуск к этой контрольной, у студента не должно быть больше 2 долгов. Поэтому учителя и администрация звонят, просят прийти и отработать пропущенное, оставляют после уроков, чтобы дописать и дополнительно объяснить материал. Если правила нарушаются, то ребенок не может усвоить даже 70% программы, тогда родителям предлагают остаться на второй год и пройти программу еще раз, либо исключают. На сколько я знаю, это крайняя мера и у нас в классе таких не было, но возможно нам повезло и у нас была сильная группа. В любом случае, такой регламент держит детей в тонусе, особенно подростков.
7. Много пряников – гранты каждый месяц. Позитивная мотивацию тут тоже используют. Каждый месяц в параллели выбирают лучшего ученика и награждают его медалью и небольшим подарком, а родителей грантом на месяц бесплатного обучения. Каково было мое удивление, когда моя дочь тоже получила награду. Номинации меняются каждый месяц, всего получается 9 грантов за учебный год, у нас в параллели 3 класс по 12 человек, так что Соня меня серьезно ошарашила, когда принесла награду за лучший пересказ книги. А сама она сияла от радости и еще полгода напоминала, что сэкономила семейный бюджет.
8. Домашние задания или ложка дегтя.
Как я писала в самом начале, первый год обучения нам обеим дался тяжело. Каждый день мы тратили минимум 1 час на домашние задания. Не час от урока до урока, а именно каждый день. Я слушала как дочь читает, проверяла все ли письменные упражнения она сделала и, внимание, заставляла письменно учить слова. Сейчас процесс пошел легче, я только проверяю наличие письменной части, к остальному она привыкла.
Результаты:
Пусть награду в конкурсе по спеллингу нам не получить, ситуация с написанием улучшилась в разы! У нас стабильные 3 и 4 балла за эссе и письменные задания дочери уже не страшны. Сейчас, дополнительно к курсам Englium, мы взяли репетитора по подготовке к TOEFL, планируем сдавать в марте. Но уже есть понимание, что минимальный проходной балл мы наберем, работаем на улучшение. Я очень благодарна школе и учителям за такой замечательный продукт и подход к работе! Обучение английскому языку может быть не очень простым, но с помощью правильной методики и мотивации, успех достижим! Ставьте цели, выбирайте профессионалов с отточенной программой, практикуйтесь и все получится!
P.S. Ссылка на регистрацию онлайн экзамена TOEFL:https://www.ets.org/toefl.htm В июне сделаю отдельную статью про подготовку и экзамен онлайн.
P.p.s. Школа дополнительного лингвистического образования, в которой мы учимся: Englium – курсы английского языка для детей в Москве (Хамовники).
Ваша, Оля Соловьева для "Дети ЦАО"