Период 90-х остаётся не самым лучшим в истории страны: распад СССР, массовая потеря рабочих мест и, соответственно, зарплат. Доллар взлетел, многие люди остались без копейки в кармане... Преступность стала обыденностью, а милиция не располагала даже автомобилем, добираясь до места вызова на троллейбусе (порой).
Тем не менее это было не такое уж и плохое время. Это было время перемен. Многие люди ощутили свободу, которой им так не хватало за железным занавесом. Проявлялась эта свобода во всём – от моды в одежде и появлении ночных клубов до пейджеров и... архитектуры. На самом деле история архитектуры 90-х в России гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд...
Архитектурный образ
Период 90-х стал очень интересным для архитектуры России. Это был глоток свободы для архитекторов, которые прежде выполняли задачи, поставленные государством. Теперь у них появилась возможность выразить свои взгляды и веяния, вдохновения, которые они получали за рубежом, куда теперь можно было попасть свободно. И это самовыражение художников вылилось в разные формы – как в прямом, так и в переносном смысле.
Если говорить о стилистике – она была разнообразна. Советские стандарты ушли в забытьё, началась эра экспериментов! В моде были постмодерн и хай-тек. Причём довольно своеобразные... Русские архитекторы откровенно шалили в своих экспериментах, придавая некоторым элементам такой характер, который и узнать легко, но и признать сложно. Скорее это был либо намёк на классику или, к примеру, роскошь, либо самая настоящая «халтура». Порой здания в стиле постмодерн выглядели настолько странно, что некоторые жители страны (в частности более зрелое поколение) называло их исключительно «безвкусицей».
Изменился и характер строений. Теперь это были высотные здания – зачастую с панорамным остеклением. В начале 90-х в крупных городах начали расти как грибы роскошные гостиницы, рестораны, бизнес-центры... И если раньше подобные «башни» располагали как можно дальше от центра города, то теперь всё было наоборот – возводились они непосредственно в самом сердце города.
К сожалению, во время Перестройки многие исторические памятники были уничтожены. Были снесены старые дома, которые стали для горожан своего рода культурным достоянием. Особенно пострадала Москва: здание «Военторга», гостиница «Москва» и многое-многое другое... Всё это было уничтожено. Но даже не это закрепило за некоторые новыми русскими архитекторами звание «варваров». Реконструкция старых зданий – вот настоящая боль, на которую было трудно смотреть безэмоционально... Лепнину заменяли дешёвым подобием. Да и не только лепнину!
Архитектурные веяния 90-х можно описать как «золотые купола и панорамные башни в одном кадре». У кого-то от подобного зрелища перехватывало дыхание, ну а кто-то искренне возмущался таким кощунством. Тем не менее многие отмечали преимущества «современных» домов: простор, много света, функциональность... Именно с той поры и началось активное строительство современного жилья, которое существенно отличалось от всего того, что возводили в СССР. Это был новый мир в рамках новой страны и глазами новых архитекторов.
На самом деле, преимуществ было больше, нежели недостатков. Стали проводиться ежегодные смотры-конкурсы лучших архитектурных проектов, в России появились иностранные архитектурно-строительные фирмы, появилось разнообразие форм и стилей, в конце концов. Города заиграли новыми красками, и это не могло не радовать глаз – особенно в столь непростой для страны в целом и каждого её жителя в частности период.
Общественные пространства и уличное искусство
Общественные пространства также претерпели изменения. Правда – не в таком глобальном ключе. В основном, эти перемены были связаны с интересами молодёжи. В 90-х в России появились граффити, которые до этого были символом «загнивающего Запада». Появилось много уличных танцоров – особой популярностью пользовались брейк-данс и хип-хоп.
В целом – люди начали одеваться и вести себя очень по-американски, а множество рынков, появившихся в стране в этот период, способствовало развитию «западной моды» в стране.
В 90-е в России свободу почувствовали и художники, которые устраивали порой какие-то безумные уличные перфомансы! Связаны они были, как правило, с острыми политическими и социальными вопросами. 90-е были тем временем, когда девушка без всего или мужчина, изображающий собаку на четвереньках, мало кого смутили бы... И такие акции были!
Рекомендуем также:
Подпишись и смотри вместе с нами через черные очки!)