Что в мире знают о России?
- большая и холодная
- много нефти и газа,
- хорошие ракеты
- хакеры и мафия
- красивые женщины
- медведи на улицах
- повышенное злоупотребление спиртным и полномочиями
При этом мы не славимся товарами массового потребления. Мало кто на Западе знает российские марки одежды, автомобилей, косметики, смартфонов, стиральных порошков, холодильников. Да и наши граждане тоже.
А теперь прочитаем следующие наименования: адидас, мерседес, нивея, сименс, хенкель. Конечно знаем! И это всё - одна страна. Германия.
Зайдём в Италию - там тоже немало всем известных брендов: феррари, гуччи, индезит, занусси, киндер.
Франция: шанель, лакост, пежо, тефаль, данон, актимель.
Перечислил тех, что на слуху. Их товары покупают в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии.
Почему же в России не научились делать товары массового потребления мирового уровня?
Я уже писал про причины нашего отставания с точки зрения религиозных предрассудков. Начиная со средневековья Русь опасливо относилась к европейцам, их наукам и товарам. Считалось, что "латиняне" веруют неправильно, ничего хорошего от них ждать не стоит, и вообще на Западе - "всё от лукавого". Поэтому контакты были осторожными. Исключение - Византия. Но в 15 веке она перестала существовать, проиграв туркам. Константинополь стал Стамбулом.
Впрочем, всё вышесказанное не объясняет первопричину опережающего европейского прогресса. Имею ввиду, конечно, "старую" Европу, без поляков, прибалтов, румын и т.д.
Итак. Россию всегда отличала большая площадь пахотных земель и лесистых пространств. Наши "купцы" не думали над сложными бизнесами. Используя дешёвую рабочую силу, получали зерно, которое с хорошей наценкой продавали в ту же Европу. А ещё лён, кожу, древесину, железо и медь. Одним словом, сырьё. Назад везли уже готовые изделия, вроде оружия, бумаги, инструментов, украшений, красителей и т.д.
На Западе складывалась обратная ситуация - на относительно невеликой территории собралась серьёзная масса народа.
Сейчас это примерно 447 миллионов человек, то есть в 3 раза больше чем в России. В то же время площадь Евросоюза в 4 раза меньше. ( ЕС - 4 млн.км² РФ -17 млн.км²).
Высокая плотность населения не позволяла западу "шиковать" с растениеводством. Тут себя бы прокормить, не то что продавать кому то.
Даже сейчас европейцы, вносят в свою землю в разы больше удобрений, чем россияне, получая с гектара 70 центнеров зерна. У нас урожайность вдвое меньше (33 ц/га). Но это отлично компенсируется огромной площадью.
Невозможность заниматься аграрным бизнесом на международном уровне и подталкивало западную Европу к развитию других отраслей. Ружьё априори в разы дороже чем металл, из которого оно сделано. Плюс из-за плотности населения была высокой конкуренция, а следовательно и стремление сделать лучше, чем у соперника. Отчасти, недостаток ресурсов подталкивал европейцев и к путешествиям, поискам плодородных и богатых полезными ископаемыми территорий, которые становились их колониями. И вот парадокс - этому способствовало Русское царство. Например тем, что продавало Англии лес, пеньку, ткань. Быстро рос британский флот...
Вот такими я вижу стимулы Запада к развитию науки, промышленности и технологий. Сложные условия заставляют предприимчивых людей думать и экспериментировать.
Конечно, нельзя говорить, что, у нас ничего своего не делали. Делали, но без особой оглядки на конкурентов. И когда мы открыли границы для импорта, оказалось, что бывают товары совершеннее и качественнее. Поэтому и стали закрываться местные заводы. Выгоднее стало спекулировать, перепродавая иностранное.
Вот сейчас ситуация меняется. Россия уже не может как прежде продавать Европе сырьё, получая в ответ готовую продукцию. Но потребности людей всё же остаются. Ждём рост производства холодильников "Орск", стиральных машин и пылесосов "Фея", порошка "Лотос", телевизоров "Витязь" (Беларусь), и т.д. Но уже с оглядкой на конкурентов. Если мы полюбим и будем доверять отечественным брендам, то нам и пришлые не нужны будут.