ЛОГИКА — наука о формах и законах мышления. В логике, как и во всей философии, шла и ныне идёт борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями. Идеалистическая логика рассматривает формы и законы мышления в отрыве от объективного мира, существующего независимо от человеческого сознания. Согласно этой ложной точке зрения человек произвольно, опираясь на некие прирожденные ему свойства, устанавливает правила и законы мышления, не интересуясь, согласуются ли они с объективной реальностью. Поэтому идеалистическая логика не соединяет, а разгораживает человека и природу, противопоставляет их друг другу.
Материалистическая, марксистская логика рассматривает формы и законы мышления как отражение объективной действительности. Цель человеческого познания состоит в том, чтобы правильно отразить природу, познать её законы, ибо только при этом условии возможна целесообразная и сознательная практическая деятельность. Логика как наука о законах мышления должна быть подчинена этой цели. Поэтому материалистическая, т.е. действительно научная, логика не разграничивает, а соединяет человека и природу, помогает человеку правильно познавать в интересах практического воздействия на природу.
Глубокое материалистическое определение логики дал Ленин в «Философских тетрадях». «Логика,— указывает Ленин,— есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития ,,всех материальных, природных и духовных вещей”, т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира», и далее: «законы логики суть отражения объективного в субъективном сознании человека». Борьба материализма против идеализма является основой всей истории развития логики, историческом выработки научной логики. Логика зародилась уже в древней Греции. Первоначально она выступала в форме своеобразного метода вести полемику, беседу путём столкновения противоположных мнений.
Свойственный древнегреческим философам-материалистам взгляд на природу, как на развивающийся процесс, придал их логике диалектический характер. Зачатки диалектической логики получили свое наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Особенно большая заслуга в разработке логики как науки принадлежит Аристотелю. Аристотель является основоположником формальной логики (см.); он первый специально и систематически исследовал мышление и его законы, дал классификацию суждений, разработал теорию об умозаключениях и т.д. Его логика не отрывала форм мышления от бытия, хотя в ней имелась и идеалистическая струя. «У Аристотеля,— писал Ленин, — везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная».
Логика Аристотеля была в основном метафизической. Он вел борьбу с учением Гераклита о противоречивости вещей. Однако и самой аристотелевской логике не были чужды элементы диалектики. Логика Аристотеля широко использовалась в средневековой философии; схоласты средневековья превратили её в средство доказательства богословских истин. В новое время, в связи с развитием опытного естествознания на базе роста производительных сил, наука логики получила свое дальнейшее развитие. Особо необходимо отметить разработку логики Ф. Бэконом (см.). В противоположность Аристотелю, развивавшему преимущественно дедуктивную логику, Бэкон построил концепцию индуктивной логике, т.е. систему правил и приемов выведения общих положений на основе анализа частных фактов.
В дальнейшем логика принимала все более формалистический характер. Разрыв между логикой и природой, формами мышления и его объективным содержанием достиг своего кульминационного пункта в философии Канта. Логика Канта — это формалистический и метафизическая логика, основанная на противопоставлении якобы алогичной, т.е. лишенной всякой объективной логики, действительности и логического мышления, свойственного, но Канту, человеку априорно, независимо от опыта, от внешнего мира. Критику Канта дол Гегель, создавший систему диалектической логики. Но логика самого Гегеля, как и Канта, была идеалистической.
Кантовский разрыв логики и природы Гегель заметил принципом тождества бытия и мышления. У Гегеля логика мысли, идеи, понятий есть источник и основа развития материального мира.
Борясь против формальной, метафизической логики, Гегель разработал в идеалистической форме ряд положений диалектической логики, но логика Гегеля в целом была непригодна как орудие познания. Ценный вклад в развитие логики внесли передавая русская материалистическая философия середины XIX столетия. Белинский, Герцен, Чернышевский подвергли серьезной критике идеалистическую логику Гегеля и перерабатывали её в духе философского материализма. Однако только с возникновением марксизма под логику была подведена прочная научная база. В трудах Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина глубоко разработана логика диалектического материализма, являющаяся мощным орудием человеческого познания. Классики марксизма-ленинизма прежде всего ясно и исчерпывающе определили место и значение старой формальной логики, соотношение между формальной логикой и логикой диалектической. Марксизм не только не отрицает необходимость формальной логики, очищенной от идеалистических и схоластических извращений, но и подчеркивает значение формальной логики в процессе выработки элементарных правил научного мышления. Однако формальная логика есть низшая ступень логики или, как говорил Энгельс, «низшая математика логики». Формальная логика берет явления и вещи вне их взаимной связи и взаимозависимости. Она рассматривает их не как развивающиеся и изменяющиеся, а как находящиеся в состоянии покоя и неподвижности, она не вскрывает внутренних противоречий предметов и т.д.
Формулируемые ею законы мышления отражают не процессы, совершающиеся в предметах, а предметы вне этих процессов. Исторически такой подход к природе был необходим. «Надо было, — указывал Энгельс,— исследовать вещи, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данная вещь, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые в ней происходят». Но такой подход необходим также и в процессе умственного развития отдельного человека. Ребенок, например, не может сразу понять предметы как процессы, не познав их сначала как нечто устойчивое, неизменное. Кроме того, в своей повседневной жизни человек имеет дело с простыми вещами и отношениями, для познания которых вполне достаточно элементарных правил формальной логики.
Но то, что достаточно для познания простых вещей и отношений, недостаточно для научного познания сложных явлений и отношений. В этом смысле формальная логика имеет свои границы, за которыми как метод познания она непригодна. Логика формальная, указывает в связи с этим Ленин, «берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим… Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении».
Поэтому диалектическая логика есть как бы «высшая математика» логики. Только она дает в руки исследователя острейшее орудие познания объективного мира во всей его сложности, в его развитии и изменении, в переходах одних форм в другие, низших в высшие и т.д. В марксистской философии диалектическая логика не рассматривается как самостоятельная наука. Марксизм навсегда покончил с характером для буржуазной философии разрывом между учением о бытии и учением о познании, о законах мышления. Ленин подчеркивает, что диалектика, логика и теория познания — это одно и то же, ибо логика не может создавать какие-то особые законы мышления, не согласованные с законами самого бытия.
Материалистическая диалектика, вскрывающая наиболее общие законы развития природы и общества, есть вместе с тем и логика мышления.
Законы диалектики являются и законами мышления, субъективная диалектика выражает объективную диалектику. Поэтому важнейшее положение диалектической логики гласит, что создаваемые логикой понятия, категории — «не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека» (Ленин). Диалектическая логика, далее, формирует свои понятия и категории не как мертвые, неподвижны, не изменяющиеся, а как понятия гибкие, подвижные, адекватно отражающие процессы, происходящие в объективной действительности. Она требует, чтобы понятия и категории были между собой так же связаны, находились в таком же взаимодействии, как и объективные явления, отражаемые понятиями.
Отвечая на вопрос, в чем состоит диалектика понятий, Ленин подчеркивает, что это взаимозависимость всех понятий без исключения, переходы всех понятий из одного в другое без исключения; «относительность противоположности между понятиями… тождество противоположностей между понятиями». «Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными»,— заключает Ленин. Важнейшей отличительной особенностью марксистской диалектической логики по сравнению со всеми антинаучными логическими теориями является включение практики в логику. Логические понятия и категории могут создаваться лишь на основе практической деятельности, как её результат, и лишь в практике проверяется их истинность. Ленин указывает, что «практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом».
Диалектическая логика марксизма неопровержима, ибо она есть выражение объективной логики развития самой жизни. Современная буржуазная философия, стремясь затемнить эту объективную логику жизни, неумолимо ведущую к гибели капитализма и торжеству коммунизма, выступает против научной логики. Характерной чертой современных школ и школок буржуазной философии является стремление утвердить в познании принципы алогизма, иррационализма, интуитивизма, т.е. подменить логическое мышление хаосом субъективных впечатлений, переживаний человека, слепым повиновением «стихии» и т.п. В этом отрицании логики сказывается реакционность нынешней буржуазной философии, видящей свою единственную цель в том, чтобы ставить на пути познания одно препятствие за другим. Марксистская философия разоблачает этих новоявленных «ниспровергателей» научной логики как ярых врагов человеческого познания.