Сюжет без спойлеров:
в маленьком городке рядом с атомной электростанцией начали пропадать дети. Детективы, участвующие в расследовании, сталкиваются с лабиринтом из мистических загадок.
Сюжет со спойлерами:
токсичные отходы станции создали временную петлю-портал, которая позволяет путешествовать во времени с шагом в 33 года. Маленький городок застрял во временной петле, снова и снова воспроизводя конец света, т.е. ядерный апокалипсис. Главный герой борется за выход из петли. В поисках причин происходящего попутно узнает, что вне петли его не существует.
Сюжет-смысл сериала:
Главный герой, подросток еще, возвращается из госпиталя, где он восстанавливался после внезапного самоубийства своего отца. Мы находимся в лабиринте из мыслей этого подростка. Вопрос без ответа "почему же он это сделал" погружает подростка в бесконечные метания от желания вернуться в прошлое, спасти своего отца, потом в осуждение своей матери, потом в осуждение себя (ну кто-то же должен быть виноват) и приходит к концу 2 сезона (!) к мысли, что его отец мог это сделать из любви к нему, к Юнасу (так себе вывод, конечно). К концу второго сезона мальчик ходит со следами петли на шее, выглядит как 45-летний мужчина, в депрессии, который мечтает о своей школьной любви, и живет у мамы. И выглядит как бомж.
Стоит ли смотреть:
не для развлечения, сериал претендует на наличие смысла, в нем много размышлений (голос за кадром любит это делать) о Боге, времени, и смысле жизни. Вас, возможно смутит присутствие на земле черных дыр, кротовьих нор, зашкаливающей радиации, в которой люди способны жить десятилетиями без вреда для здоровья. Мы же в мире фантазий подростка - тут допустимо все.
Вообще прихожу к мысли, что образ пещеры в любом фильме - это о путешествии в депрессию, поиск смысла и радости жить. А образ двери, как чего-то сделанного руками человека, - условный уход в мир фантазий.
Из чего состоит наш главный герой:
- среда - маленький городок, где нужно быть мастером, чтобы что-то скрыть
- мама - тот самый мастер сложных интриг-многоходовок, которая и любит и ненавидит свою школьную любовь и не смогла отпустить, завершить эту болезненную привязанность. Ненавидит всех, завидует всем, ждет удачного случая отомстить всем за то, что им живется лучше (не научиться у них, как жить лучше, а именно отомстить за это)
- папа - глубокий интроверт, за тихим фасадом которого вообще не понятно ничего. Он так здорово научился подавлять свои эмоции, в страхе выразить негативные, что остался наедине со своими негативными эмоциями, которые и сожрали его настолько, что он не мог выйти из дома.
Дети имеют свойство усиливать яркие качества своих родителей и несчастный случай действительно мог погрузить такого подростка в депрессию надолго. Не мудрено, что он может представить себя в будущем только обугленным стариком, мечтающим уничтожить мир с помощью интриг-многоходовок.
Интересна семья его девушки:
они яркая противоположность. Постоянно на виду, не боятся брать ответственность, открыто говорить, открыто выражать негативные и положительные эмоции, крупно ошибаться, лезть в драку. О первом сексе у родителей знал весь их городок по статьям в газете и приводу в полицию... ну все на виду.
Все, что надо для нездоровой привязанности - гипер компенсация.
Что можно взять для себя из сериала:
- Путешествие в прошлое - ценный ресурс, если ты хочешь знать, из чего состоишь: твоя родина, культура, родители.
- Желание изменить прошлое погружает в бесконечное возвращение в него снова и снова и снова.
- Мы состоим из наших родителей, как дом из кирпичей, но мы - не они. Если папа повесился, ребенок не обязан ходить со следами от веревки на шее.
- Интерес к настоящему, к своим мечтам это тоже ресурс, особенно ценный человеку в депрессивных состояниях.
- Нужно обратить свое внимание на то, что тебе особенно нравится в других людях (тут открытость) - это то, что хотелось бы развить в себе.
- Надо научиться говорить. Глаза в глаза. Строить искренность. Говорить все - не обязательно, но большая ложь близким действительно отдаляет.
3 сезон смотреть не стала. Катарсиса разговора Юнаса с отцом достаточно. Логические нестыковки смазаны, конечно, жанром фантастики, но не на столько же.