Закон "о русском языке", как его успели неофициально прозвать, был принят Думой 16 февраля, но уже послужил причиной для возмущений и скандалов. Разбираем спокойно и обоснованно, как всё выглядит на самом деле.
16 февраля Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях закон "О государственном языке", в котором отражены механизмы нормативного использования русского языка и его защиты от необоснованных иностранных заимствований. Законопроект был зарегистрирован в Думе в конце октября 2022 года - с тех пор шло активное обсуждение и доработка документа.
Согласно законодательному акту вводятся обязательные для использования нормативные словари и справочники. Именно по ним должны определяться стандарты русского языка как государственного. Соответственно, использование слов и выражений, не соответствующих данным нормам, запрещено.
Информация о принятии закона сопровождалась скандальной реакцией со стороны "либеральной общественности", которая усмотрела в защите русского языка проявления цензуры, "отсталости от реалий современной жизни" и даже "мракобесия". Также часто встречается утверждение, что государство не способно регулировать "живой язык" и в силу этого закон "О государственном языке" работать якобы не будет.
Царьград побеседовал с Еленой Ямпольской, председателем Комитета Думы по культуре, принимавшей активное участие в разработке законодательного акта. Вопреки заявлениям о "нежизнеспособности" закона Елена Александровна уверена:
Безусловно, он будет работать. У нас вообще законы работают. Например, закон о запрете ЛГБТ-пропаганды* приняли, и смотрите, как хорошо дело пошло.Но это вопрос не запретов, а защиты и сохранения родного языка. Например, поправка, которую мне удалось внести и которой я горжусь. Мы ввели критерий идентичности текстов на русском языке и на других языках. Про идентичность в законе было сказано - должны быть идентичные. Теперь прописано, что это равнозначное размещение и равнозначное техническое оформление. То есть цвет, тип, размер шрифта.
Также Ямпольская отвергла посыпавшиеся в адрес законодателей обвинения в якобы грядущем запрете на любое использование иностранных языков в России. Цель закона - не ущемление других языков, а обеспечение достойного использования русского языка на его родной территории:
Никто не призывает запрещать иностранные языки, в одночасье менять зарегистрированные торговые марки, защищённые законодательством РФ. Просто мы говорим о том, что мы живём в России. У нас есть свой государственный язык, им является русский. Вот и всё. И ущемлять интересы русского языка по любому поводу ради любого креатива, ради любых фантазий, ради каких-то продаж на территории РФ недопустимо.
Что касается возмущения поборников идеалов глобализма и космополитизма, председатель думского комитета по культуре уверена: тот, кто хочет адекватно разобраться в вопросе, поймёт, что принятый закон предлагает сбалансированную систему адекватных мер.
То, что вчера творилось в соцсетях и в некоторых изданиях "обычной" прессы, это невежество, помноженное на самонадеянность. Люди просто не понимают, какая серьёзная за этим стоит работа. У нас участвовали в трёхчасовом совещании не только представители всех ведомств, но сотрудники и руководители всех наших головных академических институтов по языкознанию. И не то что по словам - по буквам мы разбирали каждую норму. И вчера была одержана победа - победа здравого смысла. Не мракобесия, а здравого смысла.
* Царьград продолжает настаивать, что специальная терминология в виде "ЛГБТ" не нужна. Подобные вещи следует называть своими именами. Речь идёт об извращениях.