Найти в Дзене

Овербукинг или как оказаться за бортом самолета

Хочу поделиться своим опытом, как в одно утро мы с мужем оказались за бортом самолета, но обо всем по порядку.

А все началось с того, что мы решили спланировать свой летний отпуск и заранее купить билеты. Планировалось лететь на 5 дней с Владивостока в Южно-Сахалинск и обратно, чтобы навестить мою бабулю. Дату выбрали в первых числах августа.

Немного ранее я узнала о том, что еще в 2021 году Путин издал Указал о выдачи субсидированных билетов по сниженным ценам по 20 направлениям для дальневосточников (каждый год вносятся правки и список пополняется).

Для примера, обычный билет Владивосток-Москва стоит от 20 000 рублей, в то время как по субсидии стоимость его составляет 10 400 рублей с учетом багажа. Аналогично и с направлением Владивосток-Южно-Сахалинск, где обычный билет стоит от 8 000 - 10 000 рублей и выше, по субсидии - 3 100 рублей. Разница очевидна, не так ли?? 🧐🤨

Тем самым, я долго готовилась к этой поездке и была во многих кассах Аэрофлота и не только, но все что могли мне сказать, так это: "Простите, у нас льготные билеты только на Москву, лично нам никаких направлений дополнительно не давали...". Ну вот не жулики?! 🤬

В первых числах марта мы решили, что пора брать билеты хоть какие-то, пока они не выросли еще больше (смешно, лететь час, а платить около 20к, дорого как-то), поэтому уже скоро мы стояли у кассы и покупали билеты.

Важно отметить, что мы не покупали места, а решили их забронировать за 24 часа до вылета, когда открывается онлайн регистрация (ранее так часто делала). Но кто мог знать, что случиться дальше? 😳

Буквально за сутки до вылета я сидела и мониторила регистрацию на самолет, но сайт отвалился и мне выдавало ошибку при переходе на бронь. "Ну ладно..", подумала я, решив, что на месте нам выдадут билеты в любом случае.

Поскольку полет близкий, то регистрация проходит тоже быстро, буквально час и за полчаса до вылета закрывается. Вылет должен был состоятся в 10.45, в 9.45 мы уже были в аэропорту, думали времени хватит и ажиотажа не будет "Ну кто полетит на Южный, смешно..". 😒

Когда мы подходили к стойке регистрации, перед нами было только два парня и никого. Их приняли, следующие мы, и тут нам говорят: "На вас нет мест в самолете." Сказать, что мы афигели, ничего не сказать. Казалось бы, когда все успели зайти на посадку. Мы начали выяснять, что да как, но сотрудники говорили загадками, мол: "Не наша вина, мы лишь вас садим на самолет, обратитесь в кассу Аэрофлота".

Единственное, что нам сказали: "Ну бывает.. не переживайте, улетите другим рейсом..". Да, прекрасно, то есть ты, как дурак, сидишь в аэропорту еще 3-4 часа и ждешь новый самолет, поскольку ехать до аэропорта не близко, а туда-сюда кататься затратно и нет смысла. 🤦‍♀️

Ну ладно, подумали мы и узнали какие у нас есть варианты: первый был простой, следующий рейс в 14.00, если будут свободные места, нас посадят. Второй вариант был рейс на 18.00, но с пересадкой через Хабаровск, то есть сначала вы летите Владивосток-Хабаровск около 1,5 часа + ожидание, после летите на Сахалин 1,5 часа и около 21 должны оказаться в Южном. (Ух, меня тогда распирало от злости..) 👺👺

В итоге мы стали ждать следующий рейс. Из всего предложенного, нам разрешили оставить вещи в кабинете сотрудников аэропорта и дали по 0,5 бутылки воды.

В итоге, нам повезло, поскольку на следующий рейс было два места в самолете свободных, но по разным концам самолета, и в 13.30 нам выдали билеты на посадку. Счастью не было предела, ровно как и злости.

Казалось бы, приключения закончились, но нет, дальше было еще веселее.

В день вылета мы прилетели также заблаговременно (к 10.00), регистрацию на самолет только открыли, однако в 10.30 она должна была закончиться.

Поскольку Сахалин очень мал, то и аэропорт не велик, а очень-очень мал, поэтому как только открыли регистрацию, все бегом в кучку, мы оказались пятыми (ну неплохо). 😎

Как только до нас дошла очередь, девушка пыталась активировать билеты, но, увы, ничего не вышло, с ее слов: "Я вижу ваши билеты, но активировать не могу, будто аннулированы". Это был еще один момент злости и негатива, потому что все через пятую точку.. 💩

Мой муж пытался выяснить в чем дело и выбить нам билеты, но все было без результатно, в итоге нас отправили к окошку Аэрофлота и сказали: "Сори, мы не в силах вам помочь, обращайтесь в Аэрофлот, к вашему перевозчику". Супер, времени на посадку только полчаса, а тебе не дают билеты, что может быть лучше?! 😠😤

Окошко Аэрофлота нас послало, сказало они не при делах (скорее не захотели выяснять), я стала дозваниваться в службу поддержки Аэрофлота, муж уже думал покупать билеты, но пошел к начальству аэропорта разбираться.

По итогу, регистрация закончилась, мне ответили на телефоне только спустя 20 минут, но в это время вернулся муж и сказал, что все решил. И, Вуаля, наши фамилии объявили и нам выдали билеты. Да, без нервов не обошлось. 🙌

Так что же все же произошло?

Во-первых, изначально в авиакассе нам продали билеты по типу 2 в 1. Соответственно, если вы не сели на самолет, обратный билет "якобы" аннулируется (и правда, зачем он вам?). Поэтому лучше брать два отдельных билета, мало ли что. 😏

Во-вторых, лучше сразу покупать посадочные места, поскольку они вам дают гарантию места в самолете и значит вы не окажетесь за бортом (лучше переплатить, чем потом сидеть и унывать несколько часов в аэропорту).

В-третьих, и это самое главное - это частая практика, когда авиакомпании продают больше билетов, чем есть мест в самолете. На практике это называется ОВЕРБУКИНГ, официально он признан зарубежом и подтвержден законодательно, но не в России, увы 😵 тут его не утверждают, но и не отрицают, поэтому компенсации можно добиться либо добровольно с перевозчиком, либо же через суд.

Четвертое, у ас есть право лететь на тех же правах, что был куплен билет, то есть, если у вас предназначен обед, вам его обязаны выдать, если купили бизнес-класс, то должны предоставить бизнес-класс. Но увы, и тут нас продинамили, ни еды, ни воды.

Да, на счет компенсаций, это тоже отдельная тема.

Прежде всего при себе стоит иметь все документы и чеки, подтверждающие данный факт ситуации.

Первое, в аэропорту сотрудники регистрации должны отвести вас к окну перевозчика, чтобы проставить печатать о том, что вылет не состоялся.

Второе, если вы питались, остались в гостинице или вам пришлось уехать и вернуться, вы должны сохранить все чеки о понесенных расходах, чтобы потребовать их с перевозчика. Поскольку данная ситуация приравнивается к задержке рейса, где по вине перевозчика, пассажир не попал на борт самолете и ему полагается компенсация.

Третье, сама компенсация. В зарубежных странах за задержку рейса полагается от 200 до 600 евро + расходы на еду, гостиницу и трансфер, если таковы были необходимы + могут вернуть 50% или 100% от стоимости билеты. НО.. Опять таки, поскольку мы в России, все зависит от того, насколько грамотно вы напишите претензию в компанию-перевозчик и предоставите все сопутствующие документы, при необходимости направите иск в суд.

Практика правоприменения в России показывает, что данные вопросы решаются с трудом, но все же есть выигрышные дела, поэтому если игра стоит свеч, то запаситесь терпением и аргументирующими доказательствами.

И да, срок на подачу такой претензии действует только полгода с момента происшествия, это важно, не упустить сроки!

-2

P.S. Мы все еще разбираемся в Аэрофлотом..