Найти тему
Спортс“

Почему мощность гоночных (и вообще всех) машин оценивается в лошадиных силах? Аналогов до сих пор нет?

История, ускорившая промышленную революцию.

Вот уже больше сотни лет одно из главных мерил гоночной машины – мощность мотора, выраженная в лошадиных силах. Даже сейчас в первом же интервью в роли нового шефа «Феррари» Фредерика Вассера одна из главных тем – опровержение прибавки в 30 л.с. с ремаркой «не знаю, откуда берутся эти цифры».

И если задуматься, то использование «лошадиных сил» для двигателей мощностью около 1000 л.с. действительно кажется бредом – зачем сравнивать технику с нереальным табуном животных, которых все равно уже почти не используют для перемещения грузов или людей? А ведь существуют моторы и на 2000, и даже на 3 тысячи лошадиных сил!

Отдельные торпеды c прицелом на рекорды скорости вроде 1200-1600 км/ч и вовсе несут на себе моторы на 135 ТЫСЯЧ л.с. (и да, у этого есть колеса!)

-2

Тем не менее, все так привыкли, что даже такие абсурдные случаи не вызывают слишком уж глубокого когнитивного диссонанса!

Так откуда же взялась эта навязчивая мера, почему так укоренилась и до сих пор остается в языках?

Родился из спора инженера с покупателем о мощности двигателя

Современный мир сложился под влиянием тысяч изобретений, но одним из самых важных новаторов был шотландец Джеймс Уатт. Про него существует два мифа: он создал паровую машину и ввел в обиход меру «лошадиные силы» – и оба они не совсем верны.

Уатт не «создавал» первую паровую машину, он усовершенствовал уже существующий механизм Томаса Ньюкомена для откачки воды из шахт – ее построили еще в 1712-м. Однако она вышла не слишком эффективной и достаточно опасной – для массового производства и внедрения не подходила, потому далеко не все промышленники рисковали выкладывать за нее много денег.

Экономика Британии же в тот момент находилась на гребне аграрной и пороге промышленной революции: фермеры использовали все больше металлических инструментов в работе, спрос на них рос, добавляясь к спросу на новые типы оснащения для кораблей и мануфактур. Потому в стране расширялась металлургия – прежде всего выплавка чугуна, которая требовала качественного угля. Его и добывали в глубоких шахтах – которые часто затапливались водой. Ее приходилось постоянно откачивать – либо воротом, которые механически приводили в действие лошади, либо насосами. Первый изобрел еще в 1699-м Томас Севери, а Ньюкомен представил следующую версию.

Владельцы угольных шахт видели будущее именно в машинах, поскольку они не болели, не бастовали, их не могли выкосить болезни. А еще они потребляли уголь – то есть доступное владельцам сырье. Все упиралось именно в эффективность и безопасность.

Тут и выстрелил Уатт – через десятилетия доработок он придумал универсальную паровую машину двойного действия, способную приводить поступательное движение еще и во вращательное.

-3

Его версия дошла до «предпродажной» стадии в 1778-м – причем механизм стал намного стабильнее и безопаснее, мощность увеличилась в 5 раз, и экономия на стоимости топлива составила бы 75%.

Но за те же десятилетия шахтеры либо уже купили машины Ньюкомена, либо из-за постоянных взрывов, отказов и дороговизны (как установки, так и обслуживания) больше не хотели рисковать с инновацией. Требовался серьезный маркетинговый рычаг, который доказал бы преимущества изобретения Уатта.

Здесь-то и появились лошадиные силы. По легенде, инженер придумал их сам, когда вел спор с потенциальным клиентом насчет количества лошадей, которых может заменить изобретение инженера. Клиент решил сжульничать, выбрав самую сильную лошадь и заставив ее крутить ворот изо всех сил, и на основании этого спора Уатт и понял: понятие «лошадиной силы» нужно формулизировать расчетами.

Однако первоначальную идею такой меры, судя по всему, придумал не он, а его компаньон – крупнейший промышленник региона Мэттью Болтон. Уатт почти всю жизнь был прежде всего инженером и наладчиком, а за производственную, финансовую и маркетинговую части отвечал Болтон – который создал в Бирмингеме самый продвинутый завод страны «Сохо Мануфактура» и содержавший главный клуб империи для общения и взаимодействия промышленников и инженеров.

Именно после посещения завода Болтона в 1768-м Уатт восхитился работой Мэттью и познакомился с ним через общего товарища. 6 лет промышленник и инженер вели переписку, Джеймса приглашали в Бирмингем, и в 1774-м он переехал вместе со всеми наработками. Там Уатт и доводил изобретения до финала при помощи связей Болтона среди других ученых, промышленников и новаторов – и именно Мэттью финансово поддерживал Джеймса и его семью все эти годы, а затем думал, как бы лучше монетизировать результат. Именно промышленник придумал еще один отличный ход для быстрого продвижения изобретения: не покупать машину за полную стоимость, а брать ее в долговременную аренду с оплатой за каждый поворот колеса.

Потому, похоже, идея понятия «лошадиная сила» как маркетингового инструмента для привлечения покупателей принадлежала именно Болтону, а Уатт на ее основе и через споры с клиентами пришел к ее стандартизации и общему виду. Его широко представили в 1789-м.

-4

Неужели аналогов нет и не было? Почему пользуются именно л.с.?

Сейчас официально установленной единицей измерения мощности является ватт – в честь того самого Уатта (это нюансы транслитерации). Ее приняли в 1960-м в Международной системе единиц – одновременно с ее принятием в целом. До 60-го ваттом пользовались в Британии с 1882-го после принятия на Втором конгрессе Британской научной ассоциации.

А до 1882-го мир пользовался именно лошадиными силами – мера сперва оказалась настолько удачной и понятной всем, что аналогов у нее просто не возникло. Только в Британии же оперировали еще фунто-футами в секунду – то есть силой, необходимой на перемещение 453,592 граммов (фунт) на 0,3048 метра (фут) в секунду.

В целом это вполне походило на логику формирования «лошадиной силы»: Уатт рассчитал ее как 76 кгс*м/с, то есть мощность, которая требуется, чтобы равномерно вертикально поднимать груз массой в 75 кг со скоростью 1 метр в секунду при стандартном ускорении свободного падения.

И вот здесь уже видна главная слабость «лошадиной силы», заключенной в само понятие еще на стадии дизайна и высветленное в легендарном споре с клиентом: бывают разные лошади и разные понятия груза.

-5

Только в XVIII веке лошадиную силу определяли по-разному: Дезагюлье определил мощность лошади в 103 кгс·м/с, Смитон – в 53 кгс·м/с, Тредгольд – в 64 кгс·м/с, Уатт – в 76 кгс·м/с.

Ватт же в этом смысле определен весьма однозначно: как мощность, при которой за 1 секунду времени совершается работа в 1 джоуль. То есть, переводя на предыдущий пример, 1 вт равен 0,102 кгс·м/с.

А «лошадиных сил» за два столетия развелось…. Очень много!

Например, «метрическая лошадиная сила» – 735,49875 вт.

А есть «британская лошадиная сила» для автомобилей – 745,69988145 вт.

Есть и «электрическая лошадиная сила» – равна точно 746 ваттам.

А в России она одновременно официально выведена из употребления, но применяется для расчета транспортного налога и ОСАГО – называется «налоговой лошадиной силой» и равна 735,499 вт.

Потому сейчас «лошадиную силу» считают устаревшей: Международная организация законодательной метрологии (создана специально для унификации единиц измерений по всему миру) относит ее к единицам измерения, «которые следует изъять из обращения как можно скорее там, где они используются в настоящее время, и не вводить впредь, где они еще не используются». Но мир слишком привык за 250 лет.

-6

К тому же, до четвертой четверти XIX века существовали в основном те двигатели, для которых «лошадиные аналоги» были еще максимально логичными. Первые электромоторы появились только в 1832-м и до широкого применения шли еще дольше, чем паровые машины, как и прочие электроприборы. А дальше именно развитие техники на электричестве продвинуло ватты в широкое обращение – ведь было бы смешно описывать мощность лампочки в лошадиных силах или в фунто-футах в секунду.

И, казалось бы, теперь должно произойти замещение меры мощности и на автопром – после распространения электромобилей. Они существовали уже в конце XIX века, но только после современного «возрождения» их массового производства немецкие производители вроде «Фольксвагена», «БМВ» и «Мерседеса» перешли на ватты и для машин.

Однако лошадиные силы так навязли, что их до сих пор указывают в скобках! А на официальном сайте «Теслы» мощность всех моделей – вновь только в л.с. для удобства понимания и сравнения уже с традиционными бензиновыми авто. Настолько все привыкли. Так что продолжение использования того же термина для более «традиционной» техники выглядит пока безальтернативным.

А вы за «лошадки» или за ватты?

Сколько в «Ф-1» тратят на переезды между Гран-при? Как перевозят машины? 300 тонн грузов и 133 тысячи км за год Шедевральное объяснение главной силы болида «Ф-1» – с постера и лого чешской «Татры» 30-х Где у команд «Ф-1» базы? Нарисовали на карте мира: почти все – в одной зоне одного острова

Фото: globallookpress.com/Mohssen Assanimoghaddam; unsplash.com/Egor Myznik, Helena Lopes; wikipedia.org