Читая о первой половине XIX века (последние несколько лет - любимая эпоха), находишь, порой, любопытные вещи.
Вот, к примеру, два портрета:
Слева - работа Джорджа Доу. Справа - работа Александра Пушкина. Да-да, нашего "всего".
Это - изображение одной и той же женщины: Аграфены Федоровны Закревской (урожденной Толстой).
Красавица и playgirl 1799 года рождения - она пережила почти всех своих бойфрендов и обожателей. И "наше все", столь неудачно сходившее на стрелку с поручиком Дантесом, в том числе. Что ж, такова жизнь...
Но, сравните эти два изображения: поза одинакова! Я думаю, что это была любимая поза, которую Закревская использовала как таран. Доу отразил ее максимально сдержано, но Пушкин в своем наброске показал Закревскую так, как ее видели и хотели. Так, как она сама хотела показать себя.
По воспоминаниям современников, женский круг общения тяготил её, но среди мужчин она чувствовала себя как рыба в воде - это чувствуется в обоих изображениях. Нет ни одного знака "должной" скромности - даже Доу не смог превратить ее в "прекрасную даму". Наоборот, он зажал ее фигуру - возможно, борясь с собственными желаниями. А вот Пушкин в наброске на полях смело отвел и выделил левую ногу так, что сомнений в том, где он видит центральную точку композиции, не возникает...