Является ли Google монополистом? Это основополагающий вопрос в судебных исках против приложений, карт, поисковика.. за последние годы.
Но вот появился новый, куда более заметный: во вторник, Министерство Юстиции направило в Федеральный суд иск, предметом которого являются используемые компанией рекламные инструменты. Это может стать знаковым делом против технического гиганта.
К иску присоединилось 8 штатов, они, во главе с МинЮстом, обвиняют компанию в антиконкуретной практике и использовании своих рекламных технологий для устранения угроз их доминированию на рынке. Согласно фабуле иска, он должен иметь значение для всех, кто создает онлайн-контент.
«Интернет предоставляет общественности беспрецедентный доступ к идеям, художественному самовыражению, новостям, торговле и услугам [ну, а мы тратим эти возможности попусту, а кое-кто ещё и чтобы писать оскорбительные комментарии под чужими работами]. Создатели контента охватывают все мыслимые отрасли; они публикуют разнообразные материалы на бесчисленных веб-сайтах, которые информируют, развлекают и объединяют общество жизненно важными способами. Тем не менее, жизнеспособность многих из этих веб-сайтов зависит от их способности продавать цифровое рекламное пространство.
Но конкуренция в области рекламных технологий прекращена по причинам, которые не были ни случайными, ни неизбежными. Google подорвал законную конкуренцию в индустрии рекламных технологий, участвуя в систематической кампании по захвату контроля над широким спектром высокотехнологичных инструментов, используемых издателями, рекламодателями и брокерами для облегчения цифровой рекламы».
- говорится в заявлении.
Далее в жалобе утверждалось, что Google уничтожил конкурентов, поглотив их посредством слияний, и вынудил пользователей использовать свои рекламные продукты.
Однако ослабление конкуренции может иметь далеко идущие последствия [ну да, как же крики о руке рынка конкуренции и свободах?].
«Когда владельцы веб-сайтов получают меньше доходов от рекламы из-за монополии Google, им приходится либо снижать качество контента, либо перекладывать расходы на потребителей. Я горжусь тем, что сотрудничаю с Министерством юстиции и коллегами-генеральными прокурорами в противодействии незаконным действиям Google. Я не позволю компаниям, какими бы крупными или могущественными они не были, использовать в своих интересах нью-йоркских потребителей или малый бизнес». — заявила генеральный прокурор штата Нью-Йорк Летиция Джеймс.
Представители Google в своём заявлении прессе обозначили иную позицию, утверждая что обвинения министерства это попытка вмешиваться в бизнес, «попытки выбрать победителей и проигравших в высококонкурентном секторе рекламных технологий». По мнению ответчика, доводы обвинения провальны и приведут к тому, что «замедлятся инновации, поднимется плата за рекламу и будут затруднены рост и развитие тысяч малых предприятий».
Это не первый случай, когда технический гигант подвергается тщательной проверке в отношении своего рекламного бизнеса в Интернете. Например, в 2020 году генеральный прокурор Техаса Кен Пакстон обвинил Google в заключении незаконного соглашения с Facebook, которое предоставляло социальной сети особые привилегии, если она бы обязалась не поддерживать рекламного конкурента. Судья отклонил некоторые из основных моментов в этом деле, но позволил продолжить рассмотрение других.
В 2021 году Техас подал еще одну жалобу, а конкретно, против магазина приложений Google — бизнеса, в котором Google одновременно является крупнейшим покупателем и крупнейшим продавцом, своего рода огромной биржей, которой он владеет, что представляет собой очевидный конфликт. К жалобе присоединились семнадцать штатов, в которых компания обвинялась в том, что она является «подающим питчером, отбивающим и судьей одновременно».
Другие в США, а также в Европе и других регионах, внимательно изучают практику и рекламные технологии компании. Причина очевидна: согласно многочисленным исследованиям, когда дело доходит до различных частей цепочки поставок цифровой рекламы, обширный рекламный механизм Google контролирует более 90 процентов.
Теперь Министерство юстиции хочет «остановить антиконкурентную схему Google, ослабить монопольную власть Google на рынке и восстановить конкуренцию в цифровой рекламе».
Судя по всему, ведомство готовило иск годами, но кульминации события достигли только сейчас.
Это не первое антимонопольное дело, возбужденное против Google, но это первый выстрел администрации Байдена — и, по сути, ее первое крупное антимонопольное действие против технического гиганта.
Такая ситуация редкость во времена весьма поляризованной политики: усилия, поддерживаемые двумя партиями. Потому что, независимо от партии, почти все по обе стороны обеспокоены тем, как Google выходит из-под контроля.
И это очень любопытное явление, потому что политика - это про большие деньги, и если уж демократы решили надавить на крупный бизнес - сначала Маск, теперь Гугл, значит бизнес разворачивается в другую сторону.
А вот Microsoft на днях показали новую версию своего поисковик Bing в которую будет интегрирован искусственный интеллект, пока к тестовом режиме, но прогресс явно шагает вперёд.
Казалось бы к моде это не имеет прямого отношения, но дело в том, что, как было замечено, монополия ведёт к злоупотреблениям и как следствие росту финансовой нагрузки на рекламодателей, а это поднимает цену на конечный продукт. Мы ведь привыкли воспринимать цену за товар как за единицу, изделие, не учитывая разных сервисов, специалистов и соответствующих расходов на производство.
В любом случае очень интересно чем это все закончится.