13 февраля — День рождения мирового кино. В этот день в 1895 году Луи и Огюст Люмьеры получили патент на профессиональную серийную камеру Cinematographe. Аппарат братьев Люмьер имел такой успех, что название «синематограф» стали использовать для первых кинотеатров, а затем и для всей индустрии.
В конце XIX века идея заставить изображение двигаться витала в воздухе. Люмьеровский Cinematographe с триумфом победил в охватившей весь мир гонке по изобретению устройств для записи и воспроизведения движущихся картин.
Начало этой гонки связано с именем Томаса Эдисона. Ещё в конце 1880-х годов Эдисон, изобретатель фонографа, говорил, что мечтает «сделать для глаз то же, что сделал для ушей». И именно его изобретения — кинопроекционный аппарат Kinetoscope и камера Kinétographe — считаются началом истории кино.
Кинопроекционный аппарат Kinetoscope весил 75 килограммов и был высотой 1,23 метра.
Внутри соснового ящика перед лампой конструкции Эдисона по кругу бежали кадры плёнки. Первой публикой, увидевшей новое чудо Эдисона, стали активистки Федерации женских клубов: 20 мая 1891 года изобретатель продемонстрировал им «Кинетоскоп». Участницы собрания по очереди заглядывали в деревянный ящик с окуляром сверху и смотрели 10-секундный фильм «Приветствие Диксона»: коллега Томаса Эдисона Уильям Диксон, сняв шляпу, галантно улыбался в кадр. Фильм вызвал восторг зрительниц, о шоу написала газета New York Sun.
В 1893 году Эдисон представил уже несколько фильмов от 30 до 60 секунд, снятых новым аппаратом — «Кинетографом». А в 1894 году предприниматели братья Холланд закупили у изобретателя 10 кинетоскопов и 14 мая открыли на Бродвее «Кабину» — первый «кинозал» для просмотра фильмов.
По одной из версий, идею Cinematographe — камеры, которой было суждено покорить весь мир, — Антуан Люмьер, отец Луи и Огюста, привёз из Парижа. Люмьеры владели фабрикой по производству фотоматериалов. В 1894 году во время делового визита во французскую столицу Антуан Люмьер посетил демонстрацию кинетоскопа Томаса Эдисона и световую пантомиму в Оптическом театре Рейнольдса. Вернувшись в Лион, отец предложил Луи и Огюсту придумать аппарат, который мог бы снимать и показывать фильмы, причём на экране для нескольких зрителей, а не для одного. Антуан Люмьер привёз и образец 35-миллиметровой плёнки с четырёхугольной перфорацией, которую использовал Томас Эдисон.
Конструкторами универсального аппарата для записи и воспроизведения движущегося изображения стали профессиональный фотограф Луи Люмьер и инженер Жюль Карпантье. Чтобы аппарат отличался от эдисоновского, они сначала попробовали сделать плёнку с круглой перфорацией — по одной на каждый кадр. Однако решение оказалось неудачным — плёнка часто рвалась при показах и Люмьеры вернулись к плёнке Эдисона. Кстати, придуманная Эдисоном 35-миллиметровая плёнка с прямоугольной перфорацией вскоре стала символом кино: в первое десятилетие фильмов было мало, а единый формат позволял изобретателям показывать в аппаратах не только свои, но и чужие фильмы.
Само слово «кинематограф» (от древнегреческого κίνημα, kínēma — «движение» и γράφειν, gráphein — «записать») придумал в 1892 году изобретатель Леон Були для своей камеры с рулонной фотобумагой. Его аппараты не имели успеха, Леон Були не продлил право на название, и оно перешло к братьям Люмьер.
Аппарат Cinematographe, как и другие камеры того времени, был деревянным, ящичного типа. Кассеты располагались наверху камеры одна на другой, и заряжать их было довольно просто. Смену кадров в камере Cinematographe обеспечивал грейфер кулачкового типа — механизм, который позволял быстро передвигать плёнку к следующему кадру и фиксировать его неподвижно на нужное время. Такая конструкция позволяла увеличить диапазон выдержек и таким образом делала возможной съёмку как при ярком солнце, так и при слабом освещении.
Cinematographe легко превращался из кинокамеры в кинопроектор — для этого надо было лишь установить проекционный фонарь. Благодаря грейферной системе изображение на экране было более ярким. Универсальный аппарат даже позволял «копировать» фильмы с помощью контактной печати с оригинального негатива.
В 1905 году все права на киносъёмочный аппарат Cinematographe у братьев Люмьер выкупила студия Пате. И именно аппарат студии Пате есть в коллекции Политехнического музея.
На заре кинематографа показывать кино — то есть вращать ручку кинопроектора — считалось искусством почти таким же важным, как и искусство создавать фильм. Оператор подбирал нужную скорость в зависимости от темперамента публики: для более спокойных зрителей годилась частота 18–24 кадра в секунду. Для более активной публики — 20–30. Кинопрокатчики стремились сократить время демонстрации и увеличить количество сеансов, так что в некоторых кинотеатрах частота демонстрации доходила до 40 кадров в секунду и зрители видели искажённое изображение. С пренебрежением к интересам публики боролись: в Германии, например, вышло специальное постановление, которое ограничивало скорость показа фильмов.
Эксперименты с частотой кадров закончились только с появлением звукового кино. А 15 марта 1932 года Американская академия искусства узаконила частоту 24 кадра в секунду как классический стандарт.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал — там больше интересного.