Найти тему
Катя вытворяет! 🌟

Как создавать выкройки игрушек самостоятельно. Часть 1

Оглавление
Авторские игрушки Екатерины Сосиной (то есть мои 😁). 2014 г
Авторские игрушки Екатерины Сосиной (то есть мои 😁). 2014 г

В этой статье мы поговорим:

  • о том, как создавать простую и усложнённую выкройку для примитивной игрушки
  • каковы основные правила построения выкройки, которые уберегут вас от ошибок в дальнейшем
  • о различных вариантах создания выкроек игрушек

И начнём на примере выкройки для вот такой забавной лошадки:

Пример простой примитивной игрушки
Пример простой примитивной игрушки

Я расскажу об основных правилах, которые помогут вам в дальнейшем самим создавать разнообразные выкройки и, главное, достигать желаемого результата. Кроме того, вы получите несколько заданий для закрепления материала и умений. Итак, приступим!

Выкройка для простого примитивчика состоит всего из 2 сшиваемых деталей – это туловище, с которым объединены другие части тела: голова и конечности. Мы же с вами проделаем работу с немного усложнённой выкройкой. Понять и сделать её будет совсем не трудно и, само собой, на основе этих знаний вы с лёгкостью сможете смастерить как более простую, так выкройку посложнее.

Условная классификация примитивных игрушек
Условная классификация примитивных игрушек

Первое обязательное правило перед созданием выкройки – собственно эскиз задуманной игрушки. Он понадобится для создания заготовки к выкройке и впоследствии самой выкройки. Рисунок должен быть плоским, без объёма. Можно нарисовать его простым карандашом, а цвет вы будете подбирать уже в процессе.

Простой эскиз игрушки
Простой эскиз игрушки

Теперь изображаем только туловище, т.к. именно к нему нужно будет сделать выкройку. Ушки будем вшивать отдельно, поэтому про них говорить пока не будем. А сначала рисуем лысенькую лошадку:

Выкройка туловища
Выкройка туловища

Но это ещё не выкройка! Настал момент поговорить нам с вами о втором основном правиле.

Дело в том, что на бумаге мы видим плоский предмет. На деле же получится объёмный. И этот момент нужно обязательно учитывать и хорошо представлять игрушку, которую вы задумали, в готовом объёмном виде.

Для примера представьте, что вам нужно сшить цилиндр диаметром 4 см. Если вы нарисуете на бумаге этот цилиндр в натуральную величину, то выглядеть на плоскости это будет примерно так:

Цилиндр на плоскости
Цилиндр на плоскости

Ширина цилиндра на рисунке 4 см, в реальности же половина его обхвата будет длиннее, т.к. это объёмный предмет.

Следовательно, выкройку для него нужно делать с надбавками, чтобы не получить готовое изделие меньшего размера, чем нужно.

То же самое и с игрушками. Мы нарисовали с вами как бы заготовку к выкройке с теми размерами, которые хотим получить в итоге.

Но если сошьём игрушку по этому лекалу, то получим лошадку, которую очень плохо кормили, тощую и с ногами-спичками. Не очень­‐то привлекательно будет выглядеть, не правда ли?)))

Чтобы такого казуса не произошло, сделаем надбавки по всему периметру рисунка:

Прибавки
Прибавки

Вот теперь выкройка вполне то, что надо! Ну а форму ушек и крылышек оставляю на ваше усмотрение, лекала для них нарисуйте отдельно.

А мы поговорим ещё об одном важном правиле, без которого ваши старания тоже могут пойти насмарку.

Здесь забегу немного вперёд. Дело в том, что перед выворачиванием простроченных деталей необходимо сделать на ткани надрезы в местах, где есть вогнутые линии и углы. Это нужно для того, чтобы ткань не стягивалась и форма игрушки из­‐за этого не искажалась. В нашем случае с лошадкой надрезы будут сделаны так:

Надрезы обозначены пунктиром
Надрезы обозначены пунктиром

Поэтому, рисуя выкройку, вы должны помнить, что будете делать надрезы, а, главное, представлять, где их будете делать! Следовательно вот такие выкройки будут ошибочны:

Выкройки с ошибками
Выкройки с ошибками

Во-первых, вы не сможете сделать надрезы у таких деталей. А, во- вторых, даже если и умудритесь их сделать, швы в этих местах просто разойдутся, а ткань размохрится, что, согласитесь, будет очень неприятным моментом.

Иногда для этой же цели используют фестонные ножницы (с зубчиками).

Фестонные ножницы
Фестонные ножницы

Но ими нужно обрезать ткань по всему периметру близко ко шву. Если вы делаете интерьерную игрушку, которая будет стоять на полочке в качестве декора, то этот способ вполне подойдёт. Но если игрушка шьётся для игры, или вы знаете заведомо, что она часто будет «кочевать» из рук в руки, то ткань в таком случае может не выдержать, особенно бязь. Поэтому лучше всего делать большие припуски на швы и надрезы.

Следующее правило касается искажения формы горизонтальных линий. Поясню: если в вашей выкройке имеются горизонтальные линии длиной от 4-5 см, то в готовом изделии они будут выглядеть как вогнутые. Пример:

Примеры линий на выкройке и готовом изделии
Примеры линий на выкройке и готовом изделии

В связи с этим вам нужно заранее представить, как будет выглядеть игрушка в зависимости от искажения линий.

Соответственно:

  1. если вы хотите, чтобы линия осталась прямой в готовом изделии, то на выкройке её нужно нарисовать немного выпуклой;
  2. если хотите, чтобы линия была ещё более вогнутой, то на выкройке её следует изобразить вогнутой, но в меньшей степени, чем вы задумали;
  3. если хотите, чтобы линия была ещё более выпуклой, то на выкройке её следует изобразить выпуклой в большей степени, чем вы задумали.

Такие изменения происходят из‐за свойств ткани. На хлопчатобумажных тканях они выражены больше, на трикотажных – чуть меньше.

Эти пункты действую только в том случае, если горизонтальные линии на выкройке совпадают по направлению с плетением нитей у ткани.

И на последок хотелось бы поговорить ещё об одном интересном моменте в построении выкроек для игрушек-примитивов. Часто хочется добавить к игрушке аксессуаров или вложить ей в руки какой-­нибудь предмет или игрушку. Но иногда не хватает знаний или времени, чтобы изготовить это всё. Поэтому рукодельницы придумали рисовать красками прямо на туловище у готовой игрушки не только мордочку, но и одежду, и что‐либо ещё.

Так вот, чтобы добавить изюминки внешнему виду вашего творения, можно объединить выкройку туловища и аксессуара или предмета, который находится в руках или лапках (если это зверёк). Понятней объяснить на примерах:

Звезда и колпак совмещены с туловищем
Звезда и колпак совмещены с туловищем

Ну вот и всё, что мне хотелось бы вам рассказать о создании выкройки для примитивной игрушки. Пользуясь этими правилами, вы без труда сможете сотворить свои неповторимые шедеврики.

Ещё раз кратко вспомним каждое правило:

  • предварительный эскиз
  • надбавки по всему периметру выкройки
  • места для будущих надрезов на ткани
  • искажение горизонтальных линий
  • вариации с объединением выкройки туловища и предмета

Пробуйте, экспериментируйте, не ограничивайте свою фантазию и у вас всё получится. Творческих вам успехов!

П.С. В следующей статье расскажу о создании сложных выкроек для примитивов. А сейчас несколько заданий для закрепления

Задания для закрепления материала и умений:

1. Найдите ошибки в выкройках:

-13

2. Постройте выкройки игрушек по эскизам:

-14

3. Это задание необходимо выполнить для того, чтобы понять, как будет выглядеть готовая игрушка в зависимости от ткани. Поскольку хлопчатобумажная ткань не тянется, как трикотажная, то и готовая игрушка практически не изменит форму. А флис, например, в одном направлении имеет более сильное растяжение, поэтому и игрушка вытянется либо вертикально, либо горизонтально, в зависимости от того, как вы расположите выкройку. Эти свойства тканей также нужно учитывать, когда изготавливаете текстильную игрушку.

Чтобы в этом убедиться, выберете одну из построенных вами выкроек и сшейте по ней 3 одинаковые игрушки: а) из хлопчатобумажной ткани (бязь, сатин); б) из флиса так, чтобы растяжение ткани было в стороны; в) из флиса так, чтобы растяжение ткани было вертикально. Сравните получившиеся игрушки и сделайте соответствующие выводы.