Найти тему

Маркировка товара: что за штука и с чем ее едят?

Еще с декабря 2017 года Правительством РФ запущена программа контроля за передвижением на товарном рынке России (включая ввоз из-за рубежа и вывоз за ее пределы) такого товара, как шубы (меховые изделия). По сути это был пилотный проект - своего рода проба на прочность и эффективность подобных мер контроля за производителями и перепродавцами для того, чтобы гарантировать достойное качество товара его окончательному потребителю. Целью данного действа, по сути, было узаконить экспорт/импорт пушных изделий, минимизировать нелегальные поставки, а также позволить конечному покупателю самостоятельно проверить легитимность ввоза и торговли на территории РФ изделием, которое он намерен купить.

Проект набирал обороты, показывал свою реальную пользу, а список товарных групп расширялся и к 2022 году он составил более 10 наименований, в том числе: табачная продукция и альтернативные виды табака, шубы и изделия из меха, обувь и ряд видов одежды, шины/покрышки, духи/туалетная вода, фотоаппараты, лампы-вспышки, лекарственные препараты, молочная продукция, упакованная питьевая вода категории «минеральная». А также по некоторым товарным группам (соки, морсы, квас, сладкая газировка, пищевая рыбная продукция, упакованная в потребительскую упаковку, и др) начались эксперименты по введению соответствующих кодов.

В результате проделанной работы появилась Единая национальная система маркировки и прослеживаемости товаров - целая машина по выявлению «черных дыр» в системе товарооборота нашей страны. 

Маркировка затрагивает каждого участника цепочки сбыта продукции, является как таковой прозрачной системой учета и достаточно понятна для конечного потребителя. Если говорить простым языком, то маркировкой называют присвоение товарам двухмерного матричного кода – «Data Matrix», который содержит информацию о товаре в базе данных системы Честный ЗНАК. Эта система дает возможность осуществить полный процесс маркировки путем самостоятельной генерации и дальнейшей передачи импортерам/производителям двухмерных кодов гораздо более информативных и защищенных нежели QR-код. Такие коды с легкостью можно нанести на упаковку товара для дальнейшего считывания сканером при реализации.

Конечный потребитель, в свою очередь, введя данный код в специальном сервисе «Проверка легальности маркированного товара» на официальном сайте ФНС России, может удостовериться, что купил качественный товар, так как код содержит в себе всю информацию о приобретенном товаре: название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства/ продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. 

В случае, если потребитель установил, что приобрел товар ненадлежащего качества ему следует сообщить об этом в Федеральную налоговую службу и/или Роспотребнадзор с приложением соответствующих документов.

Маркировка товара пристально контролируется со стороны налоговых органов. Если хоть одно звено в цепи сбыта не выполнит поставленные условия ему грозит штраф, причем суммы весомые и сильно ударят по карману предпринимателей. Так, за продажу контрафактной продукции юридическое лицо, накажут на 300 000 руб., а за аналогичные нарушения, но в крупных и особо крупных размерах может грозить и уголовная ответственность. При этом весть товар, подлежащий маркировке, но реализуемый без нее в обязательном порядке конфискуют.

А как же такие нарушения выявляются? Да, собственно говоря, все предельно просто информация о наличии или отсутствии специальной маркировки попадает на ККТ при ее реализации, что дает возможность налоговым органам в режиме онлайн проверить соблюдение правил маркировки, выборочно проанализировать поступившую информацию и назначить более углубленную проверку. При этом касса в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в Федеральной налоговой службе, ей должен быть присвоен номер, иначе ее применение будет не законным, что также влечет за собой штрафные санкции. 

И следует иметь ввиду, что оповещать компании и ИП о таких проверках заранее никто не будет и, если в их ходе обнаружатся нарушения, ФНС вправе назначить комплексную проверку со всеми вытекающими обстоятельствами, включая инвентаризацию документов и затянуться все это может до полугода.