Аргентинский актёр Рикардо Дарин (Ricardo Darín) очень красиво вернулся в кино после перерыва с 2019 года. Его предыдущим проектом была криминальная комедия “Героические лузеры” (La odisea de los giles), снятая по роману Эдуардо Сачери “Ночь героических лузеров” (Eduardo Sacheri – La noche de la Usina, 2016). В 2022 году вышла юридически-историческая драма Argentina, 1985 аргентинского режиссёра и сценариста Сантьяго Митре (Santiago Mitre). В ней Дарин исполнил главную роль Хулио Сезара Страссеры (Julio César Strassera), аргентинского юриста и главного государственного обвинителя в процессе над военными хунтами в 1985 году.
Какой же восторг! И сам фильм, и всё, что с ним происходит после релиза. Драма “Аргентина, 1985” (Argentina, 1985) номинирована на премию Оскар-2023 в категории “Лучший фильм на иностранном языке” и получила “Золотой Глобус” на 2022 Golden Globe Award for Best Foreign Language Film (Лучший фильм на иностранном языке). Словом, это успешный проект Сантьяго Митре, отмеченный наградами и номинациями на значительных фестивалях, в том числе в Венеции (Venice International Film Festival), где состоялась премьера 3 сентября 2022 года, и Сан-Себастьяне (San Sebastián International Film Festival).
О чём фильм
Фильм проливает свет на реальные исторические события в Аргентине. Действие начинается в 1983 году – в центр внимания попадают случаи преступлений, которые совершали военные для сохранения власти.
Государственный обвинитель Хулио Сезар Страссера выбран для рассмотрения дела правительства против военной хунты по обвинению девяти командиров диктатуры в предполагаемых преступлениях против человечности после того, как военные суды отказались выдвигать обвинения.
У военной хунты со своей стороны есть команда опытных юристов, а Страссера терпит неудачи в поисках помощников, наталкиваясь на консервативное мышление юридического сообщества. Ему назначают в помощники молодого адвоката Луиса Морено Окампо (Luis Moreno Ocampo), который вносит деловое предложение – искать молодых выпускников юридических факультетов и неопытных юристов от 20 до 27 лет, то есть молодое поколение. Пришло новое правительство, оно ещё слабое, но при этом осмелилось обвинить военных, а в новые времена лучше всего привлекать на помощь молодёжь. Юристы старшего поколения не осмелятся рисковать своей репутацией или безопасностью, чтобы подписаться на разделяющий общество на два лагеря судебный процесс.
Судебная драма “Аргентина, 1985” рассказывает в итоге о первом случае, когда гражданское правосудие осудило военную диктатуру, когда было осуждено более тысячи человек, а разбирательства продолжаются и по сей день. А Аргентина с того момента живёт в демократическом обществе.
Впечатления и мысли о фильме
“Аргентину, 1985” я внесла в короткий список своих любимых исторических фильмов – “Шпионский мост” (2015, Bridge of Spies) Стивена Спилберга, “Операция “Финал” (2018, Operation Finale) Криса Вайца и “Обещание” (2016, The Promise) Терри Джорджа. Каждый из этих фильмов рассказывает о страшных событиях в истории человечества в разных частях света (холодная война между США и СССР, геноцид армян, преступления нацистов во время второй мировой войны), которые очень сложно изучать по доброй воле, но художественное прочтение всё же помогает просвещаться.
Прокурор Хулио Страссера вызывает искреннюю симпатию с первого взгляда, в чём заключается большая заслуга Рикардо Дарина. Как хорошо актёр исполняет эту сложную роль. Он предстаёт как большой специалист в своём деле, но и как семьянин, который считается с мнением и жены, и детей. Меня очень тронуло, что в фильме уделили внимание взаимоотношениям Страссеры с родственниками.
Его жена Сильвия является его верным собеседником, кто не прогибается и не избегает правды, она говорит все мысли напрямую – нравится ей ситуация или нет. Так, между ней и мужем наладились доверительные отношения, и Страссера знает, что ему есть, с кем обсудить рабочие сложности. Также он предстаёт и обычным родителем, кто проявляет чрезмерную заботу о дочери Веронике. Она встречается с молодым человеком, но как будто бы не знает, что он женат. Хулио считает его подозрительным объектом, кто может быть опасен и для него самого, и для благополучия дочери в том числе. Со своим сыном Хави Хулио ладит, кажется, лучше. У них доверительные мужские отношения – отец видит в сыне достойного собеседника, а для парня отец является классическим примером героя. Хави свято верит, что его отец может всё – посадить в тюрьму самого опасного преступника (что, собственно, является правдой).
Хулио Сезар Страссера напомнил мне бруклинского адвоката Джима Донована из “Шпионского моста” своими честью и благородством. Они оба получали угрозы из-за своего решения участвовать в деле, но оставались полностью верными себе. Объединяет их и прекрасная актёрская игра. И Рикардо Дарин, и Том Хэнкс наделили экранный образ реальных личностей мелкими деталями в поведении, манерах говорить и двигаться, общаться с людьми, что выстроило между ними и зрителем доверительную связь и желание сопереживать.
Кстати, съёмки вышеназванного фильма “Операция “Финал” проводились именно в Аргентине (Буэнос-Айресе, в городах Барилоче провинции Риу Негру и Урлингам), они стартовали 1 октября 2017 года. По сюжету именно в Буэнос-Айресе в 1960 году отыскивается зацепка в поисках Адольфа Эйхмана, за кем спецслужбы гонялись уже долгое время. С “Аргентиной, 1985” фильм Криса Вайца роднит тема поиска справедливости, самоотверженная команда агентов во главе с самым отчаянным из них – специальным агентом Моссада Петером Малкиным – и торжество той самой справедливости в итоге, когда раскрывается истинное значение понятий памяти, правды и справедливости под лозунгом "Nunca más" ("Никогда больше"). Как это происходит у Сантьяго Митре.
Если говорить о художественном оформлении, то оно также играет на пользу восприятию сложной и страшной истории. Оператор и сет-дизайнер создали штрихи, отражающие портрет эпохи. Приятные глазу, насыщенные оттенки планов, винтажная обстановка квартиры и кабинетов юристов и дёрганый монтаж придают истории натуралистичности. Отчасти планы напоминают телевизионные записи, что очень разумно придумано особенно в сочетании с настоящими архивными хрониками. Большую часть хронометража занимает судебный процесс, и можно предположить, что в 80е новости о нём смотрели бы по телевизору с выпуклым экраном. Для полного погружения в историю это стало отличной находкой.
Интересные факты
После получения "Золотого глобуса" в категории “Лучший фильм на иностранном языке” Питер Ланцани (Peter Lanzani), кто исполнил роль Окампо, помощника прокурора Страссеры, открыл забавный факт о Рикардо Дарине. Ещё до объявления победителя в категории Дарин сказал всем своим коллегам по фильму: "Не волнуйтесь, мы не победим, у нас нет шансов, мы неудачники, будьте спокойны, нам не придётся произносить речь, мы не победим" (Don't worry, we're not going to win, we have no chance, we're losers, be calm, we won't have to make a speech, we won't win).
Эта “скромность” также проскальзывает и в характере его героя из фильма, когда Страссера, находящийся под гнётом дела, не имеющего шансов на успех, произносит: “Историю такие парни как я не создают” (The History was not made by guys like me).
“Аргентина, 1985” вошёл в ТОП-250 лучших художественных фильмов на портале Letterboxd.