Мы привыкли думать о времени исключительно в контексте циклов планеты Земля. Доходит до абсурда: многие искренне убеждены, что повсюду в космосе царят наши локальные секунды, минуты, часы, дни, годы. На примере планеты Меркурий хорошо видно, что это вовсе не так. Земная модель времени там не имеет никакого смысла.
Структура времени на Меркурии
Попробуем с учётом фактов, изложенных в предыдущей статье (настоятельно рекомендую прочитать её прежде этой), примерно сориентироваться в меркурианском времени.
Прежде всего нужно заметить, что единственная равномерная составляющая времени любой планеты – это осевое вращение. Движение по эллиптической орбите всегда имеет переменную скорость (см. второй закон Кеплера): к перигелию она возрастает, к афелию – снижается. Поэтому если мы хотим в итоге получить модель с более менее равными единицами измерения, мы вынуждены ориентироваться главным образом на осевое вращение.
На Земле мы наблюдаем привычную нам структуру времени, в которой более общий годовой цикл состоит из меньших суточных; причём суточные циклы Земли практически равны между собой по длительности, что задаёт удобную, равномерную последовательность для измерения цикла годового. Кроме того внешний спутник Земли, Луна, также имеет постоянный период и даёт нам возможность использовать некую “промежуточную” (между годом и сутками) цикловую составляющую — месяц. Подобная ситуация вошла у нас в привычку, и нам очень сложно себе представить что где-то так не работает.
На Меркурии, как мы уже выяснили, всё устроено иначе. Тут сутки сопоставимы по длительности с годом, движение светила по небу неравномерное, никаких дополнительных спутников нет. Использовать здесь земную математическую модель времени попросту не имеет смысла.
Солнечные сутки, состоящие из 24 часов по 60 мин в каждом, будут здесь давать нам циклы слишком большой длительности. Конечно, все зависит от тех планетарных форм (тел), в которых мы можем себя обнаружить на соответствующей планете. Понятно, что земные биологические тела на Меркурии не имеют никакого смысла, в них мы там жить не сможем. Но дело даже не в этом.
Представляется более чем уместным для Меркурия применить иную математическую модель времени, которая будет лучше соответствовать локальной цикличности.
Мер36 — математическая модель меркурианского времени
Для построения математической модели вспомним о том, что планета Меркурий делает полтора полных оборота вокруг своей оси за один полный оборот вокруг Солнца. Ранее мы уже делали акцент на этой константе 3/2, её и примем за отправную точку.
Условимся также использовать хорошо знакомую нам двенадцатиричную систему (связанную с зодиаком), и примем разделение круга на 360º. Это, конечно, условности, но в нашем случае они принципиально ничего не меняют, позволяя при этом существенно упростить процесс моделирования.
Разделим орбиту Меркурия на 18 частей.
Почему именно 18? Чтобы привязать время Меркурия к привычному нам зодиакальному кругу созвездий. Поскольку за одни МСС проходит трое МЗС, это значит, что планета делает три оборота относительно «неподвижных» звёзд (1080º), и 12 зодиакальных созвездий проходят через небесный меридиан трижды за МСС, по 18 раз за Мердень и МерНочь. См. схемы 1 и 2.
Обозначим каждую часть МСС как Мер36.
Соответственно, за 1 Мер36 планета будет поворачиваться вокруг оси на 30º.
Итого имеем:
- МСС = 36 Мер36;
- МерДень (точка привязки находится на солнечной стороне) = 1 МерГод = 18 Мер36;
- МерНочь (точка привязки на теневой стороне) = 1 МерГод = 18 Мер36;
- МЗС (сидерический период вращения) = 12 Мер36.
При этом нужно учесть следующий момент. Если просто поделить всю орбиту на равные части по расстоянию, т. е. 359,9674 / 18 = 19,9982 млн. км, мы получим участки орбиты, которые нельзя соотнести с равномерным осевым вращением. По мере приближения к афелию за каждые 20 млн км планета будет поворачиваться вокруг своей оси на больший угол, а в районе перигелия – на меньший. Поэтому мы должны поделить всю орбиту на 18 частей так, чтобы за каждую из них планета поворачивалась ровно на 30º. Части эти не будут равны между собой линейно, что хорошо видно на схеме: ближе к перигелию участки орбиты короче, а в районе афелия – длинее. Такое деление гарантирует, что от какой бы точки мы ни начали измерять МЗС, ровно через 12 М36 планета сделает вокруг своей оси полный сидерический оборот (на 360º). Т.е. эти секотра равны по времени.
Для удобства разделим каждую Мер36 на 60 часов (МерЧас), каждый час на 60 минут (МерМин) и каждую минуту на 60 секунд (МерСек).
Чтобы представить себе фактическую длительность данных промежутков относительно земного времени, учтём следующее соотношение:
1 МСС = 175,9421 земных солнечных суток (ЗСС).
Отсюда:
1 Мер36 = 1 МСС / 36= 175,9421 ЗСС / 36 = 4,8872 ЗСС = 117,2947 земных часа (ЗЧ).
1 МерЧас = 1 Мер36 / 60 = 175,9421 ЗСС / 2160 = 4,8872 ЗСС / 60 = 1,9549 ЗЧ.
1 МерМин = 1 Мер36 / 3600 = 175,9421 ЗСС / 129600 =4,8872 ЗСС / 3600 = 1,9549 ЗЧ / 60 = 1,9549 земных минут и т.д.
Мы видим, таким образом, что для принятого нами принципа суточного деления времени Меркурия (Мер36) 1 МерЧас примерно равен 2 земным часам и т.д.
Не праздным представляется вопрос о том, в какой момент следует отмечать переход из одних суток в следующие. Само движение Меркурия говорит о том, что тот меридиан на планете, где происходит смена суток, должен соответствовать горячей долготе. (На Земле эта граница выбрана случайным образом, проходит по Тихому океану между Чукоткой и Аляской и далее на юг восточнее Австралии и Новой Зеландии до Антарктиды).
Визуально момент прохождения перигелия для отсчёта новых суток подходит не вполне, поскольку на дневной стороне Солнце тут совершает свои перемещения «туда-сюда», оно как бы зависает в определённом секторе неба.
Вероятно, удобнее было бы определить начало суток в момент прохождения планетой афелия. Горячие долготы в афелии соответствуют моменту «восхода» с одной стороны и моменту «заката» с другой. Мы, земные люди, скорее всего отнесли бы начало МерДня, т. е. точку 09:00:00:00, к моменту «восхода» на горячей долготе. (Впрочем, это, конечно же, чистая условность).
Таким образом на горячей долготе время 00:00:00:00 будет соответствовать началу МСС. Точки 12:00:00:00 и 24:00:00:00 отмечают начало очередных звёздных суток; точка 09:00:00:00 соответствует моменту «восхода», а точка 27:00:00:00 определяет момент «заката». Каждая Мер36, как мы помним, примерно соответствует одному знаку зодиака.
В нашем случае на Меркурии будет 36 «часовых» поясов, которые следует отсчитывать к западу (против часовой стрелки, если смотреть из «северного полюса мира», т. е. по направлению движения планеты) от горячей долготы, принятой нами за нулевую. Очевидно, что когда на нулевой (горячей) долготе будет 09:00 Мер36, т. е. начало МерДня, на противоположной горячей долготе будет 27:00, т. е. начало МерНочи.
В районе 16:35 Мер36 центр видимого Солнца на горячей долготе Меркурия первый раз за МерДень достигает небесного меридиана (т.е. попадает в плоскость сечения) и переходит с восточной половины неба на западную.
К 17:15 оно «разворачивается» и вновь проходит через небесный меридиан с западной половины неба на восточную в 18:00. Именно этот момент мы полагаем истинным полднем.
Примерно в 18:45 Солнце снова «разворачивается» и начинает опять «двигаться на запад», в 19:30 в третий раз оказывается в зените, на этот раз на пути с востока на запад. К 20:00 видимое Солнце находится примерно на 7º (6,66025º) западнее небесного меридиана, т. е. всё-таки ещё очень близко к середине неба. Но затем оно уже непрестанно с ускорением клонится к закату, постепенно делаясь визуально меньше полуденного.
В 24:00, как мы уже говорили, заканчиваются первые звёздные сутки.
К 27:00 оно «уходит за горизонт», а точнее, точка привязки выходит из зоны освещенности и начинается ночь, которая длится до 08:59:59:59.
Всё это, разумеется, условно, ибо видимое Солнце на Меркурии очень большое, в афелии оно примерно в 2,5 раза больше (≈1,3º), чем на Земле, а в перигелии — почти в 4 раза (≈2º). Указанное время мы соотносим с центром солнечного диска, реально же его [Солнца] движение относительно горизонта сильно зависит от времени суток и положения нашей точки привязки.
Ночью наступление каждого часа связано с появлением на востоке следующего знака Зодиака. Разумеется, деление неба на 12 созвездий также в высшей степени условно, их [созвездий] угловые размеры не соответствуют дугам в 30º. Однако эта условность даёт нам возможность соотнести наше восприятие времени на Меркурии с привычным нам земным.
Если мы «зафиксируем» точку на небесной сфере, с «восходом» которой начинается МерНочь (в 18:00 Мер36), мы увидим её заходящей через 6 Мер36 (в 24:00), затем она снова появится на востоке к 06:00, и её «заходом» окончится текущая МерНочь (в 09:00).
Некоторые выводы
Итак, основное своеобразие времени на Меркурии заключается в том, что тут сутки состоят из годов, а не наоборот, к чему мы привыкли на Земле.
Роль точки весеннего равноденствия, от которой на Земле и некоторых других планетах, где имеется выраженный наклон оси к орбите (например, на Марсе), принято отсчитывать локальные циклы времени, здесь отчасти играет горячая долгота.
Сезонов тут нет вообще, вместо них наблюдаются заметное изменение динамики видимого Солнца: замедляющееся движение его по небу в начале МерДня, «зависание» над горизонтом к полудню, и ускоряющееся в вечерние часы; при этом также заметно изменяется видимый размер Солнца.
В ночное время картина неба также меняется весьма динамично, половина знаков зодиака появляется на небе дважды за ночь, восход и заход Солнца происходят в одном и том же знаке.
Совершенно не понятно, какую роль может играть на Меркурии такой инструмент времени, как календарь, ведь сутки тут вдвое длиннее года. Те элементы измерения времени, которые на Земле соответствуют месяцам, здесь соответствуют частям суток. Кроме того, у Меркурия нет спутников, т.е. сама идея месяцев (лун) тут принципиально не применима.
Мы предприняли столь подробный разбор планетарного движения Меркурия с тем, чтобы продемонстрировать, насколько вопрос измерения времени есть процесс относительный.
Наше глубоко укоренившееся предположение о том, что в сутках всегда должно быть 24 часа, которые далее делятся на 60 минут, на 3600 секунд — не более, чем общепринятая условность. Мы могли бы разделить их совершенно иначе, но само “время” от этого, разумеется, не поменялось бы. Ибо то, что мы называем временем — это не более чем орбитально-осевое движение планеты. Никакого абсолютного времени во вселенной не существует, тем более не существует абсолютных единиц его измерения.
Как только наша точка сознания отрывается от планеты, мы оказываемся в ситуации безвременья. Но стоит нам вновь поместить нашу точку привязки в [любые] планетарные условия, как наше сознание начинает тут же адаптироваться к локальным планетарным циклам.
Наша текущая геоцентрическая привязка во многом определяет то, каким именно образом мы воспринимаем время, но это не даёт нам никаких оснований считать время вселенской константой и рассматривать математические модели (24 часа) и инструменты (часы, календарь), которые мы применяем для систематизации нашего восприятия времени, как единственно возможные.
Вообще, наша манера мерить весь космос в земных единицах, не слишком практична. Ибо, помимо того, что мы таким образом лишь усугубляем свои геоцентрические привычки и амбиции, мы также упускаем из внимания некоторые весьма любопытные закономерности, что будет хорошо видно на примере Венеры.
—
Тимофей Решетов
Еще о планетах солнечной системы:
Планета Меркурий и её природные циклы
Также смотрите предыдущую статью, где описаны основные гелиоцентрические параметры орбит планет, которыми я пользуюсь в этой и других статьях: