История Большого Царскосельского дворца началась в 1717 году. Тогда для Екатерины I в Царском Селе началось строительство первого каменного царского дома, получившего название «каменные палаты». За свою историю царский дом несколько раз менял владельцев, неоднократно перестраивался, менял стили архитектуры. С течением времени небольшие "каменные палаты" превратились в великолепный дворец. В качестве главного архитектора дворца в историю вошел Франческо Растрелли. Именно он претворил в жизнь задумку Елизаветы Петровны превратить дачу в грандиозную, величественную и роскошную императорскую резиденцию, «своего рода Версаль». Растрелли было создано 58 залов, расположенных в виде анфилады. Парадную лестницу он расположил в конце здания, тем самым усилив эффект от бесконечной, растянувшейся на всю длину здания анфиладой залов, образованной перспективой блистающих золоченой резьбой дверных проемов. История сохранила нам фасад Екатерининского дворца работы Растрелли, созданный в стили елизаветинского барокко и созданные им Парадные залы.
С приходом к власти Екатерины II дворец ждали перемены. Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, императрица приняла решение преобразовать дворец. Основные работы по строительству выполнялись Василием Ивановичем Нееловым и его двумя сыновьями. Несмотря на непростые отношения Екатерины с ее сыном Павлом Петровичем, императрица распорядилась часть комнат дворца переделать для Павла Петровича и его супруги Натальи Алексеевны. Наталья Алексеевна не долго прожила в своих покоях, она скончалась при родах вместе с младенцем через три года после свадьбы. После ее смерти Павел Петрович женится во второй раз. Его супругой стала Мария Федоровна.
Императрица посчитала необходимым для новой невестки обновить интерьеры ее личных покоев. Екатерина II поручила заново и более пышно оформить эти помещения Чарльзу Камерону. В 1779 году Камерон приступил к работе и после неоднократных переделок завершил оформление интерьеров в 1784 году. Кроме апартаментов Павла Петровича, Камерон обустраивал личные покои самой императрицы.
Интерьеры личных покоев Павла Петровича пострадали во время пожара 1820 года. Владельцем Екатерининского дворца в то время был Александр I. Он распорядился восстановить утраченную отделку екатерининского времени. Работы выполнял Василий Петрович Стасов. В 1863 году во дворце произошел еще один пожар, на этот раз интерьеры личных покоев восстанавливал Александр Фомич Видов. И снова речь шла о воссоздании интерьеров, созданных Камероном.
Екатерининский дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В настоящее время из ранее существующих 58 залов воссозданы только 32. Из интерьеров, созданных Камероном, воссозданы только комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Комнаты работы Камерона, являющиеся личными апартаментами Екатерины II, были разрушены во время ВОВ и до сих пор не восстановлены.
Последней комнатой Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца является Предхорная. Эта комната находится рядом с хорами Придворной Воскресенской церкви, поэтому она и получила такое название. Осмотр апартаментов Павла Петровича начинается с этой комнаты, в нее ведет дверь их хоров церкви.
Эта единственная комната анфилады личных покоев, при реставрации которой не стали восстанавливать интерьер Предхорной, созданной Камероном, а по сохранившимся чертежам воссоздали интерьер XIX века, посчитав его более удачным.
Изначально, два окна Предхорной были обращены к Дворцовой церкви. Чарльз Камерон заложил эти окна и разделил Предхорную на два помещения: «комнату, что подле Церкви» и «уборную Великого князя Павла Петровича».
В 1844-1845 годах по указу Николая I комнате был возвращен первоначальный объем, заложенные окна возвращать не стали. Работы по перепланировке интерьеров произвел Василий Петрович Стасов.
Позднее в 1894 году на стенах Предхорной появился золотистый шелк с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей. Эта ткань была выткана на фабрике братьев Сапожниковых по образцу уникального французского шелка, который был изготовлен вручную в 1720-1808 годах на лионской мануфактуре. Такой же шелк был изготовлен и на фабрике статского советника И. Лазарева.
Обивка стен была утрачена во время Великой Отечественной войны. При реставрации был использован шелк XVIII века, который сохранился в запасниках музея. Этот шелк был выполнен вручную крепостными мастерами фабрики статского советника И. Лазарева. Фабрика находилась в подмосковном селе Фряново. Мастера фабрики на ткани ставили свои фамилии. Один из мастеров оставил на ткани подпись "Василий Паук". Эта подпись дошла до наших дней. Историки предполагают, что такое прозвище могло означать высшую похвалу искусству ткача.
В запасниках сохранилась и ткань, выполненная на фабрике Сапожниковых. При реставрации эта ткань была была использована для обновления обивки подлинной мебели. Мебель сохранилась благодаря тому, что была вывезена в эвакуацию. Мебель эта уникальна, она была создана в 1750-х годах по рисунку Ф. Растрелли специально для Екатерининского дворца.
Следующее помещение анфилады- Китайская Голубая гостиная. Свое название комната получила благодаря оформлению стен китайским шелком. Китайская Голубая гостиная использовалась Павлом Петровичем в качестве кабинета.
Потайная дверь из Китайской Голубой гостиной ведет в опочивальню. Интерьер комнаты уникален. В ней даже паркет выполнен в форме китайского зонтика. Комната сильно пострадала во время ВОВ: натуральный шелк со стен был снят и вывезен, плафон и медальоны погибли. Вынесен был даже тяжеленный мраморный камин, раскололи его и бросили в окрестностях города Пушкина. Камин был найден , восстановлен из обломков и возвращен на свое место. Удивительным образом сохранился оригинальный паркет и решетка камина. Благодаря эвакуации частично удалось сохранить подлинное убранство. При реставрации был воссоздан интерьер комнаты, созданный в 1783 году Камероном.
Шелк реставраторы изготовили заново. Основой для него был кусочек, найденный под рамой каминного зеркала и довоенные фотографии. На стене расположена картина. На ней изображена императрица Елизавета Петровна. Автором картины был Георг Кристоф Гроот. Картина была написана 1747-1748 и носит название "Портрет императрицы Елизаветы Петровны в образе Флоры". Конечно же императрица не позировала обнаженной автору картины, художник включил свою фантазию. В качестве основы им был взят "Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве", сделанный в 1716-1717 годах художником Луи Караваком.
В интерьер Китайской Голубой гостиной после реставрации вернулись сохраненные в эвакуации уникальные вазы китайского фарфора XVIII века
На основе сохранившихся чертежей в 1959 году был воссоздан живописный плафон работы Камерона.
Следующий зал- Парадная Голубая гостиная. Это самая большая и нарядная комната в апартаментах Павла Петровича. Ее интерьер создавался Камероном в 1779-1783 годах. Павел Петрович и Мария Федоровна устраивали в этой гостиной приемы.
Для этой комнаты в мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра. Паркет почти полностью сохранился. Он полностью набивной, хотя создается ощущение, что рисунок выжжен.
Живописный плафон, выполненный по чертежам Камерона был утрачен при пожаре в 1820 году. В последствии на его место была вмонтирована картина В. Мошкова «Воздержанность Сципиона», которая была утрачена при пожаре 1863 года. Затем место плафона было просто покрашено белой краской. Камероновский плафон был возвращен только в послевоенные годы. Воссоздание плафона было осуществлено по обнаруженным в запасниках Государственного Эрмитажа эскизам, сделанным Ч. Камероном.
Парадную Гостиную украшают парные камины из каррарского мрамора, украшенные кариатидами. Во время ВОВ кариатиды лишились голов и рук. Камины были отреставрированы. Сохранились старинные каминные решетки, предкаминные украшения в виде лежащих сфинксов, каминные приборы из золоченой бронзы, изготовленные по рисункам Ч. Камерона одновременно с отделкой зала.
В Парадной гостиной торшеры и канделябры подлинные. Они сохранились благодаря тому, что были отправлены в эвакуацию. Обивка стен при реставрации была выполнена заново аналогично прежней. Мебель в комнате тоже подлинная. Часть ее была вывезена в эвакуацию, а несколько предметов были возвращены в 1947 году из Кенигсберга.
В Парадной гостиной очень красивые двери. Они расписаны мотивами из античных гротесков. Одна из дверей ведет в Официантскую, но попасть в нее в рамках данного маршрута нельзя. Одна из дверей ведет в небольшой кабинет Марии Федоровны, который носил название Скульптурный кабинет. Куда мы и переместимся.
У Марии Федоровны было необычное хобби. Она увлекалась изготовлением медальонов. Одно из изделий, выполненных ею- это камея с профилем Екатерины II, олицетворяющей богиню Минерву. Мария Федоровна преподнесла камею императрице в день ее шестидесятилетия в 1789 году. Эта камея сейчас находится в Эрмитаже. На ней есть автограф Марии Федоровны.
Кроме того, Мария Федоровна занималась вытачиванием статуэток из слоновой кости и янтаря, гравировкой на твердых камнях, владела техникой резьбы камня и отлива из металла при помощи восковых форм. Поэтому и кабинет называется Скульптурным, по роду занятий великой княгини. В кабинете находится письменный стол-жардиньерка, за которым работала Мария Федоровна.
Двери Скульптурного кабинета украшают композиции с живописными вставками в виде камей.
Через эти двери Мария Федоровна попадала в Живописный кабинет. В этой комнате кроме занятий живописью Мария Федоровна музицировали, пела, вышивала. Сейчас в Живописном кабинете находится старинная арфа.
Следующее помещение в анфиладе- Опочивальня. Изначально комната служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны (первой супруги Павла I), была оформлена в 1770 году Нееловым. В то время, созданные позднее для Марии Федоровны, Живописный кабинет и Скульптурный кабинет были одной комнатой и выполняли роль уборной Натальи Алексеевне. Ч. Камерон в 1780 году полностью изменил интерьер Опочивальни. Созданная им отделка сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В. П. Стасовым при восстановительных работах после пожара 1820 года.
Камерон украсил стены рельефными композициями на мотивы помпейских росписей. Гипсовые медальоны с аллегорическими сценами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток. Сохранилась каминная решетка, туалетные столики. А вот мебельный гарнитур раньше располагался не в этой комнате, а на личной половине Екатерины II в южной части дворца. Этот гарнитур был изготовлен по заказу Екатерины II французским мастером Ж. Жакобом. Конечно, в Опочивальне раньше была кровать, она располагалась в пространстве посреди декоративных колонн. Кровать была утрачена, пока не воссоздана. Колонны же выполнены из белого фаянса.
Следующая комната в анфиладе- Камер-юнгферская. Первоначально эта комната предназначалась для дворцовых горничных. Сохранилась подлинная мебель, выполненная по рисункам Ч. Камерона. В углу комнаты находится белая фаянсовая печь, украшенная барельефом и вазой в классическом стиле. Эта печь была выполнена в 1820 году по проекту архитектора В. П. Стасова.
Далее следует небольшая комната, которая ранее выполняла роль туалетной. В настоящий момент обстановка в ней не воссоздана, в ней нашли место предметы, соответствующие эпохе.
Последнее помещение в анфиладе- Малая проходная. Сейчас в ней располагается книжный шкаф, исполненный в начале XX века французским мастером А. Кригеро. Одна из дверей этой комнаты ведет в Предхорную, с осмотра которой начинался наш маршрут. Эта дверь сейчас открыта, но пройти в Предхорную нельзя. Вторая же дверь Малой проходной ведет на лестницу, по которой сейчас экскурсанты спускаются на первый этаж, и на этом путешествие по комнатам великого князя Павла Петровича и Марии Федоровны заканчивается.
Период жизни до восхождения на престол Павла Петровича был тесно связан с резиденцией в Царском Селе. Известно, что вскоре после рождения великого князя императрица Елизавета Петровна забрала ребенка у родителей и воспитывала его под своим присмотром, по преимуществу в Царском Селе. В дальнейшем, в годы правления Екатерины, великий князь неизменно проводил летние месяцы в Большом дворце. Отношения между Павлом Петровичем и Екатериной II с годами ухудшились. После смерти императрицы он предпочитал Царскому Селу другие резиденции- Павловск и Гатчину. За все годы своего правления он лишь однажды, в 1800 году, провел несколько дней в Большом Царскосельском дворце, празднуя с семьей день рождения дочери Александры.
Осмотр апартаментов великого князя Павла Петровича проходит после посещения Придворной Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца по единому билету.
Режим работы: ежедневно, кроме вторника с 10:00 до 18:00 (касса работает до 16:45, вход до 17:00), последний понедельник месяца- санитарный день.
Стоимость посещения: полный билет-350 рублей, льготный- 180 рублей.
В стоимость билета входит аудиогид. Для получения аудиогида необходимо оставить залог – документ удостоверяющий личность или 1000 рублей. Билет дает право на осмотр церкви, хоров и апартаментов великого князя Павла Петровича.
Вход в церковь осуществляется с Садовой улицы. Билеты продаются в кассе церкви.
Адрес: город Пушкин, Соборная площадь, дом 1