Найти тему
АвиаОбоз

Необычные модификации Boeing 747, которые когда-либо летали

Этот великий самолет дал новое определение авиации, проложив путь классу широкофюзеляжных лайнеров. В747 был в небе более пяти десятилетий, пережив многих своих конкурентов, с каждым годом становясь все более популярным. Вспоминая джамбо еще раз, мы решили посмотреть на некоторые его необычные варианты

Самолет противоракетной обороны США. Фото: Википедия
Самолет противоракетной обороны США. Фото: Википедия

Супертанкер

В период с 2006 по 2016 год Evergreen International Aviation работала над переоборудованием три=ех пассажирских B747 в пожарные самолеты.

Первый, на базе В747-100, ранее принадлежавший Lufthansa и American Airlines, так и не был закончен. Второй, В747-200, принадлежавший Delta, был списан в 2011 году.

Третий, В747-400, принадлежавший ранее Japan Airlines, летает до сих пор и остается самым большим пожарным самолетом из когда-либо созданных. Он может нести до 74 тыс. литров воды или антипирена, чего достаточно, чтобы покрыть полосу земли длиной 4,8 километра и шириной 46 метров.

Фото: LLHZ2805/Википедия
Фото: LLHZ2805/Википедия

Dreamlifter

В начале 2000-х Boeing планировал производство В787 Dreamliner. Фюзеляж и крылья должны были быть изготовлены в Японии, и не было никакой возможности доставить их на сборочный завод в Эверетте, штат Вашингтон.

Задача была поставлена ​​четырем В747. Компания провела впечатляющую реконструкцию, заменив большие части планёра и увеличив внутренний объем втрое.

С тех пор каждый Dreamliner доставляется на крыльях Dreamlifter. Необычный самолет также подрабатывает, перевозя при необходимости обычные грузы.

Фото: scott wright/Википедия
Фото: scott wright/Википедия

SOFIA

SOFIA - это Стратосферная обсерватория, построенная на борту В747.

Принадлежавший ранее Pan Am и United, В747SP - самый короткий вариант модели, использовался для размещения обсерватории. Самолет был приобретен НАСА в 1997 году и модифицирован для установки огромного инфракрасного телескопа.

Возможность проводить наблюдения на высоте, где самые плотные слои атмосферы не блокируют радиоволны, является значительным преимуществом для обсерватории. Однако НАСА отказалось от SOFIA в декабре прошлого года из-за высоких эксплуатационных расходов, и теперь самолет выставлен ​​​​в Музее авиации и космонавтики Пима в Аризоне.

Фото: НАСА
Фото: НАСА

Космическая девушка

В 2017 году Virgin Galactic, одна из компаний Ричарда Брэнсона, приобрела В747-400 у Virgin Atlantic. Были внесены некоторые доработки, и с 2020 года самолет вместо перевозки пассажиров начал запускать космические ракеты.

Это одна из очень немногих существующих в мире площадок, выполняющая роль как летающего космодрома, так и первой ступени для космических ракет.

Самолет несет ракету под левым крылом, поднимает ее на крейсерскую высоту и затем запускает. Это не только устраняет необходимость в первой ступени, но и экономит инфраструктуру аэропорта и позволяет проводить запуски практически из любой точки земного шара.

Фото: Virgin Orbit
Фото: Virgin Orbit

Перевозчик Space Shuttle

В 1970-х годах НАСА переоборудовала два В747-100 для специальной миссии: в качестве перевозчика для космолета Space Shuttle. Будучи слишком большим для транспортировки по земле, Space Shuttle все равно должен был добраться от места приземления до стартовой площадки, но он не мог совершать такие перелеты своим ходом.

В В747 пришлось внести значительные изменения, в том числе переделать его хвост, чтобы присутствие космического челнока не мешало стабильности системы.

Также были проведены многочисленные испытания космических самолетов, путем их выпуска в полете для проверки посадочных характеристик шаттлов.

Оба этих замечательных В747 были списаны в 2012 году, после того, как ушел на пенсию Space Shuttle.

Фото: NASA/Carla Thomas
Фото: NASA/Carla Thomas

VC-25

Этот самолет, известный больше как Air Force One, является не только самым известным из когда-либо летавших В747, но и одним из самых узнаваемых самолетов в мире. Использующийся для перевозки президента США, его можно увидеть почти каждый раз, когда глава государства отправляется за границу.

Существуют два VC-25A, оба оборудованы на базе В747-200 и одеты в культовую сине-белую ливрею. В них есть кабинеты президента и его сотрудников, сложные системы защиты и множество других полезных вещей.

В настоящее время строится модернизированная версия самолета VC-25B на базе Boeing 747-8i, которая должна заменить старые VC-25A в конце этого десятилетия.

Фото: 1000 Words/Shutterstock
Фото: 1000 Words/Shutterstock

YAL-1

Из всех модификаций В747-400 эта, наверное, самая странная. Это был испытательный стенд для системы противоракетной защиты, которая должна была исследовать мощный химический лазер, установленный в носовой части самолета.

Один YAL-1 был построен путем преобразования нового В747-400, а второй, принадлежащий Air India В747-200, был переоборудован для испытаний лазера на земле.

Система сработала по назначению, сбив несколько ракет во время испытаний, проведенных в период в 2010-2011 годах. Однако его лазер оказался недостаточно мощным, и для эффективной работы ему нужно было находиться близко к цели. Программа была свернута, а самолет списан в 2012 году.

Фото: Агентство противоракетной обороны США/Википедия
Фото: Агентство противоракетной обороны США/Википедия

КС-33А

KC-33 был одной из военных модификаций В747. В 1970-х годах Boeing предложил этот проект в качестве заявки на участие в конкурсе Advanced Cargo Transport Aircraft ВВС США, целью которого было найти самолет, способный работать и как грузовое судно и как танкер.

Все самолеты, предложенные в рамках конкурса, представляли собой модификации существующих моделей. Boeing предложил глубоко модифицированный В747, которые позволяли ему заправлять до трех самолетов одновременно.

Однако, в итоге, ВВС США выбрали McDonnell Douglas KC-10 Extender, который используется и по сей день.

Е-4

Эти глубоко модифицированные В747-200 выполняют роль летающих командных пунктов. В случае крупномасштабной катастрофы, например, ядерной войны, они выступали бы в качестве центров принятия решений, где военное командование США могло бы работать в относительной безопасности.

Эта роль принесла этим самолетам прозвище «самолеты судного дня». Хотя они летают достаточно регулярно, любые внезапные вылеты, часто связаны с усилением международной напряженности.

E-4 основаны на В747-200 и оборудованы устройством для дозаправки в воздухе, усовершенствованными системами связи и защиты. В них размещается все необходимое, чтобы командовать действиями на земле, оставаясь при этом над кризисом.

Фото: Balon Greyjoy/Wikipedia
Фото: Balon Greyjoy/Wikipedia

Испытательный стенд для двигателя Pratt & Whitney

Многие В747 на протяжении многих лет использовались в качестве испытательных стендов для двигателей, испытывая различные варианты, прежде чем их устанавливали на обычные самолеты. General Electric и Rolls-Royce изготовили свои летающие испытательные стенды на В747, модифицировав В747-100 и В747-200 соответственно.

В то время как GE и Rolls-Royce установили экспериментальные двигатели под правым крылом вместо штатного двигателя, Pratt & Whitney выбрали другое решение, сделав свой испытательный стенд довольно необычным: В747SP с дополнительным двигателем спереди, сразу за кабиной пилотов

У Pratt & Whitney два таких самолета, один из которых ранее эксплуатировался Air China, а другой — Korean Air Lines. Теперь они служат производителю двигателей, тестируя новые силовые установки.

Фото: Pratt & Whitney
Фото: Pratt & Whitney

В качестве бонуса: Stratolaunch Roc

Хотя, строго говоря, это не модификация Boeing. Roc, ранее известный как Scaled Composites Stratolaunch, это самолет с самым большим размахом крыльев из когда-либо существовавших и является еще одной попыткой построить стартовую платформу для космических ракет.

Два В747-400 были разобраны для создания Stratolaunch. Были собраны двигатели, шасси, кабины, пилоны, гидравлика и множество других систем. Хотя внешне самолет совсем не похож на В747, внутри он конечно же более всего В747, чем любой другой самолет.

Внешнее сходство можно заметить, если внимательно присмотреться к шасси, двигателям и окнам кабины, что делает Stratolaunch чем-то вроде родственника Королевы небес.

Фото: Jakub Vanek PRG
Фото: Jakub Vanek PRG

Подождите, есть еще!

Мы показали только те модификации, которые были сделаны. Многие другие не смогли покинуть чертёжную доску. Ожидайте продолжения, в котором AeroTime расскажет о самых странных проектах В747, которые так и не увенчались успехом: от В747 с двумя фюзеляжами и летающего авианосца до версии с тремя двигателями и полноценного двухэтажного самолета.

Источник: AeroTime

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале