Говоря о сотрудниках нашего университета, прошедших фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, нельзя не вспомнить о Харитошкине Александре Николаевиче, полковнике, Герое Советского Союза.
… К октябрю 1941 года военное положение па советско-германском фронте было особенно напряженным. Немецко-фашистские захватчики рвались к Ленинграду, Москве, Донбассу. Они рассчитывали еще до зимы захватить Москву и закончить войну. Поэтому сразу после окончания Энгельсской военной авиационной школы пилотов, Александр Николаевич подал заявление с просьбой отправить его на фронт. В ноябре 1941 года его перевили в 695-й ночной бомбардировочный авиационный полк, находившийся на переформировании, и после дополнительного обучения проверенным на фронте методам ночных бомбардировок отправлен на передовую.
В феврале 1942 года в составе полка сержант А. Харитошкин прибыл на фронт, где вошёл в состав ВВС 4-й ударной армии Калининского фронта. Уже в начале апреля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза за 120 успешных боевых вылетов. Но в штабе фронта награду заменили на орден Ленина. Через два месяца удостоен и второй высокой награды - ордена Красного Знамени. За образцовое выполнение заданий командования и массовый героизм личного состава приказом Народного комиссара обороны СССР от 22 ноября 1942 года полку было присвоено гвардейское звание, и он был переименован в 23-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. В его рядах А. Н. Харитошкин сражался до конца войны. В декабре 1942 года назначен командиром звена.
В составе 16-й воздушной армии его полк сражался на Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в Курской битве. К сентябрю 1943 года лейтенант Харитошкинсовершил 457 боевых ночных вылета. В одном из вылетов 20 июня 1943 года был ранен на пути к цели, при этом продолжил выполнение боевого задания и вернулся на аэродром только после его успешного выполнения. Выполнял ряд особо ответственных заданий в ходе вылетов в тыл врага. Только в августе-сентябре 1944 года он совершил свыше 60 вылетов для выброски оружия и боеприпасов бойцам Варшавского восстания. Во время Белорусской наступательной операции выполнял рейсы по доставке грузов бойцам конно-механизированной группы генерала И.А. Плиева, действовавшей в глубоком тылу противника. В одном из таких полётов его самолёт был сбит зенитным огнём, совершил вынужденную посадку в тылу и несколько дней воевал вместе с кавалеристами.
К декабрю 1944 года командир звена 23-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 9-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант Александр Николаевич Харитошкин совершил 816 боевых вылетов на бомбардировку войск и военных объектов врага, на корректировку артогня и разведку. На противника им сброшено свыше 112 тонн авиабомб. Уничтожено 129 зданий с находящимися в них немецкими солдатами, 38 автомашин, 8 точек зенитной артиллерии, 3 миномётных батареи, 4 артиллерийских орудия, 1 прожектор, взорвано 2 склада горюче-смазочных материалов и 5 складов боеприпасов, создано 15 очагов пожаров и вызвано 5 сильных взрывов. За эти выдающиеся боевые достижения представлен к званию Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, гвардии старшему лейтенанту Харитошкину Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Александр Николаевич продолжал воевать до последних дней войны. После представления к высшей награде Родины он участвовал в Висло-Одерской операции, в борьбе за Одерскиеплацдармы, в битве за Берлин. Последние 10 боевых вылетов совершил на Берлин в дни его штурма, причем уже в должности заместителя командира бомбардировочной эскадрильи. Всего за период Великой Отечественной войны совершил 958 боевых ночных вылетов на бомбометание, разведку, фотографирование войск и техники врага и кроме того, ещё 586 вылетов по специальным заданиям и на связь. Сброшено на вражеские войска и объекты 11 270 килограммов авиабомб различного типа и калибра.
После окончания войны продолжил службу в ВВС. Был заместителем командира 374-го военно-транспортного авиационного полка по лётной части (дислоцировался в Туле), в его составе участвовал в воздушных парадах в Тушине. В 1953 году окончил Высшие лётно-тактические курсы.
В послевоенное время дважды выполнял ответственные задания правительства. Так, в 1950 году был командиром флагманского самолёта уникальной воздушной арктической планерной экспедиции: самолёты Ил-12Д с прицепленными к ним планерами Ц-25 совершили перелёт по маршруту Тула - Красноярск - Тикси - Северный полюс - Тула с посадкой в районе полюса на ледовый аэродром. В 1954 году Харитошкин вновь пилотировал флагман-буксировщик Ил-12Д, теперь уже с крупнейшим в мире военно-транспортным планером Як-14, в который был загружен в неразобранном виде бульдозер для полярников. На этот раз маршрут экспедиции был Тула - Новосибирск - Красноярск - Игарка - Тикси - Северный полюс - остров Врангеля. Обе экспедиции произведены успешно.
После увольнения в запас в октябре 1963 года в звании полковника, Харитошкин Александр Николаевич пришел работать в Тульский политехнический институт (так в те годы назывался Тульский государственный университет).
Награждён 2 орденами Ленина (17.07.1942; 15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (28.05.1942; 19.08.1944; 18.12.1956), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (04.09.1943; 11.03.1985), орденом Александра Невского (04.06.1945), 3 орденами Красной Звезды (14.01.1952; 30.12.1956; 29.04.1957), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (15.11.1950), «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945).
По материалам: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10494
http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
#научныйполк