При слове «суд» и «судья» нам, прежде всего, приходит ассоциативный образ строго судилища, на котором разбирают совершенные преступления.
Наверно, это хорошо, и так должно быть, однако применительно к Богу такой образ неполон и недостаточен.
Просто потому, что «Божий суд» не просто далеко не всегда имеет отрицательную направленность, более того – можно сказать, что положительные дела и поступки имеют на нем не меньшую ценность.
И внимание им уделяется отнюдь не меньшее, чем преступлениям и неблаговидному поведению.
Вот как об этом говорит св. Иоанн Златоуст:
«Никакое доброе дело как бы маловажно ни было, не будет пренебреженно Судиею праведным. Если грехи исследуются с такою подробностию, что мы дадим ответ за слова, за желания и помышления, то кольми паче добрые дела, сколь бы они малы ни были, изочтены будут с особенною подробностью и вменятся нам в заслугу перед любвеобильным нашим Судиею».
Во-первых, обратим внимание на то, что сказано о грехах. Как говорится, чтобы не расслаблялись.
Ответ действительно придется дать не только за дела, которые в человеческом суде большей частью и попадают под юридическую ответственность, но и за «желания и помышления».
И тут каждому стоит содрогнуться, вспомнив слова князя Валковского из романа Достоевского «Униженные и оскорбленные», который сказал, что если бы всем стали вдруг известны наши затаенные мысли и желания, что все бы тут же и задохнулись в смраде.
Но сегодня нас интересую не они, а наши добрые дела и помышления.
И святитель Иоанн утверждает, что они будут исследоваться с не меньшей тщательностью, чем все наши мерзости.
И этому стоит порадоваться, тем более, что Сам Спаситель наш Иисус Христос однозначно заявляет об этом:
«И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Мф. 10.11.
Итак, учитываться будет даже чаша холодной воды, поданная…
Тут обратите внимание на загадочное указание – «во имя ученика». Это можно понимать двояко.
По предыдущему контексту можно понять, что речь идет об учениках Иисуса Христа, апостолах, которые ходили из дома в дом, и чаша холодной воды, поданная им в жаркий полдень, могла оказаться отнюдь не лишней.
Но здесь можно применить и расширительное толкование. И тогда получается – важен и мотив, с которым мы подаем эту самую «чашу».
Ведь теоретически ее можно подать и с издевательскими мотивами, чтобы просто отделаться от человека. Ты бы мог благотворить ему гораздо больше, но решил ограничиться кружкой воды.
А человеку, умирающему от голода или бездомному или замерзающему от нехватки одежды, эта кружка действительно будет всего лишь издевательской подачкой.
Но вот мотив «во имя ученика» все ставит на свое место.
Каждого человека, кому нужна помощь, нужно рассматривать как «ученика Христова» и тогда пресловутая «кружка воды» станет только первым актом благотворения ему.
Но и сам ты себя должен рассматривать как «ученика Христова» - это еще одна гарантия о том, что твоя «кружка воды» никогда не станет издевательской подачкой.
Если ты ученик Христа, то ты должен возлюбить ближнего, как самого себя. А значит, сделать ему все то, что сделал бы самому себе, если бы оказался на его месте.
Хороший пример показал милосердный самарянин.
Представьте, если бы он ограничился только кружкой воды, которую подал бы умирающей жертве разбойников?
Конечно, по сравнению с прошедшими мимо священником и левитом – и это могло бы пойти ему в плюс, но Христос точно бы не стал приводить его нам в пример.
Самарянин действительно поступил по заповеди «возлюби ближнего как самого себя» и сделал ограбленному все то, чего бы пожелал и себе на его месте.
Но к чему это все?
А к тому, чтобы мы не сомневались, по словам св. Иоанна Златоуста, в «любвеобильном нашем Судии».
Да – он будет строг к нам, и не одно наше неблаговидное и не заглаженное искренним раскаянием дело не пройдет мимо Его внимания.
Но не менее подробно будут исследованы и наши добрые «дела, слова и помышления». И все наши «кружки воды» будут учтены с не меньшей подробностью.
А дополненные Божьей любовью к нам они приобретут вес настоящих «ведер» и даже «цистерн».
Будем без сомнения на это надеяться.