Найти тему
Штабной писарь

История 118. Выездной караул ч.3

Транспорт наш пока находился в тупике и контактного провода над нами не было. Вообще, судя по тем самым телеграммам о происшествиях, в выездных караулах большинство травм и гибели – от поражения электрическим током. То боец на вагон залезет - посмотреть, где на станции магазин, то приспичит кому-то на технику на платформе закреплённую залезть. А в контактном проводе, что над путями натянут, напряжения ни много ни мало – 27 тысяч вольт, и не только прикосновение к нему, но и приближение ближе, чем на метр – опасно для жизни. Причём метр этот «безопасный» весьма условно – дождь, туман и влажность увеличивают зону поражения. Ну а ежели на вагон залезть, то провод вот он, рукой подать. Получи разряд…

Бойцам своим опасность эту я разъяснил ещё на инструктажах перед караулом, предложив «для наглядности» сунуть пальцы в розетку, где всего 220 В и помножить полученный удар на тысячу. Желающих провести эксперимент не нашлось. 😁

На теплушку приколотили мы требуемые инструкциями и заранее подготовленные по такому поводу цветастые бирки - надписи. Если мне память не изменяет – одна внутри теплушки вешается, на видном месте «Остерегайся контактного провода!», а другая снаружи, у лесенки на крышу «Не влезай, убьёт!».

Сколько у нас оставалось времени до того, как нас потянут на формирование состава мы не знали, может пять часов, а может и тридцать минут. Поэтому надо было быстро решить вопрос с запасом воды и остальное по быту и размещению, что потом в дороге делать пришлось бы сложнее. При этом один боец был уже выставлен часовым, второй сидел на охране оружия, ну а мы с третьим, пользуясь отсутствием того самого контактного провода, залезли на крышу. Во-первых, проверили её состояние и заткнули пару дырок подручной ветошью, во-вторых, проверили крепление печной трубы, которое вроде как нас удовлетворило (как показала дорога – зря). И осмотревшись вокруг, увидели недалече покрытую льдом колонку, из которой и набрали все имевшиеся ёмкости (а было-то всего наш ТВН-12, да взятый у грузоотправителя военный чайник на 3 литра, ну и наши котелки с фляжками).

Пройдясь вдоль рампы, пособирали дерево, оставшееся от погрузки техники (бруски да колодки для крепления машин), после чего завесили свою половину теплушки тентом от БМП, приколотив его к стенкам вагона и оставив полог для прохода. К крыше вагона тент мы, конечно, не приделали, поэтому над ним сверху оставалась эдакая вентиляция.

Тридцать ПКТ сложили под нары подальше, у самой стенки, накрыв их тоже тентом – подальше с глаз. Застелили нары тентом (было их у нас в избытке, потому как на 10 БМП, что мы везли, полагалось соответственно 10 тентов). Поверх него положили пару наших матрасов, да ещё пару выпрошенных тоже у грузоотправителя. Разложили подушки с одеялами – получилось вроде неплохо. Набив в стену гвоздей, сделали импровизированную вешалку для одежды и всякого такого, что можно повесить.

На закладную доску (доска вдоль вагонной двери, закреплённая на высоте метра полтора, дабы проходя мимо не выпадать из вагона) закрепили пару-тройку связанных между собой автоматных ремней, чтобы сподручнее в вагон залазить было, особенно когда он уже движется. Главное в случае чего – повиснуть на ремне, а товарищи уже затащат вовнутрь. Соответствующая тренировка нашего «экипажа» была проведена и её результатами я остался доволен (на время движения ременная связка втягивалась внутрь вагона). Вот в принципе и всё, что нам удалось изначально сделать.

-2

Много позже, сталкиваясь с «тяготами и лишениями» «транспортно-полевой» жизни, я всегда замечал, как всё-таки облегчилась эта самая жизнь. В те годы не было у нас ни мобильников, ни карманных радиостанций (которые всегда потом в караул брали для связи с постом и теми кто в «отрыв» уходил), не было всяких мультитулов и прочих компактных и удобных инструментов. Таскали топоры, молотки, да пилы. Не было фонариков «а-ля кемпинг», для освещения помещений, не было монтажной пены, для заделывания вагонных дыр. Толком не было даже пластиковых бутылок из-под напитков, из которых удобно было сооружать походные умывальники.

Помню, зашёл как-то раз, будучи уже «взрослым дядей» в зимний пехотный лагерь на полигоне… В платках электричество, негромко тарахтят импортные бензоагрегаты, тепло, светло, ноутбуки с порнухой фильмами. С утра до вечера никто не рубит дрова, есть компактные бензопилы - вжух, и за полчаса на весь лагерь всё напилено. У ротного все на связи по «уоки-токи», только кнопочку нажми и скажи, - Иванов, ко мне!, как он уже в палатку твою скребётся. Одно слово - лепота! В наше время всё было пожёстче, мягко выражаясь…

Покуда мы обустраивали свой быт, раздался предупредительный окрик часового: «Стой, назад!». Проверив волыну за пазухой, высовываюсь из теплушки. На путях стоит некто, вроде военный а вроде и нет, мятый, патлатый, брюки навыпуск, а сверху бушлат. Не пойми кто, короче.

На стандартный вопрос, - цель прибытия?; последовал ответ – проверка караула! Пришёл, выходит, ВОСОвец, помощник коменданта, караул проверить. Проверив допуск и удостоверение, залазим с проверкой в теплушку. Посмотрев на обустройство, и спросив про отсутствие происшествий, патлатый быстро сделал запись в постовой, особо отметив в ней, что «караул дообеспечен имуществом согласно заявки», после чего дематериализовался, сказав напоследок, что через час нас потянут.

За всю дорогу нас проверяли раза три – четыре, с учётом того, что одна проверка была ещё перед убытием, а последняя – уже по прибытии на станцию назначения. На железнодорожные комендатуры, кроме проверок, возлагалось и обеспечение караулов в пути следования необходимым имуществом и продовольствием. За весь маршрут нашего караула, один из проверяющих принёс «свежую печать» - газету «Красная звезда» недельной давности. На чём наше «дообеспечение» и закончилось. Обещаниями, правда, мы обеспечивались сполна. На вопросы про уголь, дрова, хлеб, следовал ответ – обязательно передам по связи на следующий участок и, там вам всё принесут… Ага, до сих пор ждём. 😁

Патлатый, однако, не обманул и через час нас действительно зацепили за маневровый тепловоз да поволокли по путям. Поехали!

-3