Найти тему
ARTModeller

АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ \ ЛАГГ-3

ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941—1944 гг. Один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед вторжением Германии на территорию СССР (другие два — МиГ-3 и Як-1). Начальником ОКБ-301 и руководителем работ по созданию ЛаГГ-3 был В. П. Горбунов. Однако самолёт назван не только по фамилии руководителя проекта В. П. Горбунова, но и его ближайших сотрудников: С. А. Лавочкина и М. И. Гудкова — ЛаГГ.

▲ЛАГГ-3 Серия 35 Самолёт оснащенный 37-мм пушкой. На этом самолет летали 21 ИАП 1 ВА (Воздушная армия), Калининский фронт, май 1943 год.
▲ЛАГГ-3 Серия 35 Самолёт оснащенный 37-мм пушкой. На этом самолет летали 21 ИАП 1 ВА (Воздушная армия), Калининский фронт, май 1943 год.
▲ ЛАГГ- 3 Серия 35, капитана Герасима Григорьева из 178 ИАП/6 ИАК, который летал на этом самолете в декабре 1942 года в то время базировался под Москвой. За время войны совершил более 450 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 12 самолётов противника лично и ещё 5 — в группе. С весны 1943 года практически не участвовал в воздушных боях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Герасим Григорьев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
▲ ЛАГГ- 3 Серия 35, капитана Герасима Григорьева из 178 ИАП/6 ИАК, который летал на этом самолете в декабре 1942 года в то время базировался под Москвой. За время войны совершил более 450 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 12 самолётов противника лично и ещё 5 — в группе. С весны 1943 года практически не участвовал в воздушных боях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Герасим Григорьев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
▲ ЛАГГ-3 Серия 2/3, самолет майора Леонида Гальченко, командира 609-го ИАП. Конец лета 1942 года, аэродром Африканда. Любопытно отсутствие звезды и бортового номера на фюзеляжа (возможно закрашены при ремонте). Свой самолёт ЛаГГ-3 Гальченко называл «Чёрная кошка» и его эмблемой была кошка, гоняющаяся за мышами. Большое физическое и нервное напряжение не прошло даром для здоровья — осенью 1942 года у лётчика произошёл инсульт, после которого резко упало зрение. В ноябре 1942 года Гальченко был назначен заместителем командира вновь формируемой 259-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии, затем занимал такие же должности в 258-й, 261-й и в 201-й истребительных авиадивизиях. Но и на этих штабных должностях ему удавалось совершать боевые вылеты. Свой последний вражеский самолёт подполковник Гальченко сбил 22 октября 1944 года. В декабре 1944 он был назначен заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии в Московском военном округе и до конца войны в боях уже не участвовал. Всего на 1 ноября 1944 года на его счету было 310 боевых вылетов, около 40 воздушных боёв, 13 сбитых самолётов лично и 10 в группе (в литературе приводятся и более высокие данные — 410 боевых вылетов, 90 боёв, сбил 24 самолёта лично и 12 — в группе).Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 6 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
▲ ЛАГГ-3 Серия 2/3, самолет майора Леонида Гальченко, командира 609-го ИАП. Конец лета 1942 года, аэродром Африканда. Любопытно отсутствие звезды и бортового номера на фюзеляжа (возможно закрашены при ремонте). Свой самолёт ЛаГГ-3 Гальченко называл «Чёрная кошка» и его эмблемой была кошка, гоняющаяся за мышами. Большое физическое и нервное напряжение не прошло даром для здоровья — осенью 1942 года у лётчика произошёл инсульт, после которого резко упало зрение. В ноябре 1942 года Гальченко был назначен заместителем командира вновь формируемой 259-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии, затем занимал такие же должности в 258-й, 261-й и в 201-й истребительных авиадивизиях. Но и на этих штабных должностях ему удавалось совершать боевые вылеты. Свой последний вражеский самолёт подполковник Гальченко сбил 22 октября 1944 года. В декабре 1944 он был назначен заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии в Московском военном округе и до конца войны в боях уже не участвовал. Всего на 1 ноября 1944 года на его счету было 310 боевых вылетов, около 40 воздушных боёв, 13 сбитых самолётов лично и 10 в группе (в литературе приводятся и более высокие данные — 410 боевых вылетов, 90 боёв, сбил 24 самолёта лично и 12 — в группе).Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 6 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
▲ ЛАГГ-3 (Серия 29). Самолет капитана Игоря Александровича Каберова,  3 ГИАП/КБФ. Капитан Каберов летал на этом самолете во время дислокации на Ладожском озере под Ленинградом зимой 1942/43 года. Он начал войну, летая на И-16 в составе ВВС Советского Балтийского флота – сбил Bf 109 4 августа 1941 года, а позже в том же месяце протаранил Junkers Ju 88.  Летом 1942 года участвовал в защите с воздуха советских кораблей на Ладожском озере, обеспечивающих связь Ленинграда с «Большой землёй», где за август 1942 года сбил 5 финских и немецких самолётов (включая и достаточно экзотические для советско-германского фронта «Фоккер Д—21» и «Капрони»).  Он начал летать на ЛаГГ-3 вначале 1943 года. К началу февраля 1943 года он совершил 347 боевых вылетов (включая 29 полётов на разведку и 5 на штурмовку), провёл 92 воздушных боя, в которых сбил лично 8 и в группе 18 самолётов противника. Был ранен. За эти подвиги был представлен к званию Героя. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Военно-Морского флота» от 24 июля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом отвагу и геройство» гвардии капитану Каберову Игорю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
▲ ЛАГГ-3 (Серия 29). Самолет капитана Игоря Александровича Каберова, 3 ГИАП/КБФ. Капитан Каберов летал на этом самолете во время дислокации на Ладожском озере под Ленинградом зимой 1942/43 года. Он начал войну, летая на И-16 в составе ВВС Советского Балтийского флота – сбил Bf 109 4 августа 1941 года, а позже в том же месяце протаранил Junkers Ju 88. Летом 1942 года участвовал в защите с воздуха советских кораблей на Ладожском озере, обеспечивающих связь Ленинграда с «Большой землёй», где за август 1942 года сбил 5 финских и немецких самолётов (включая и достаточно экзотические для советско-германского фронта «Фоккер Д—21» и «Капрони»). Он начал летать на ЛаГГ-3 вначале 1943 года. К началу февраля 1943 года он совершил 347 боевых вылетов (включая 29 полётов на разведку и 5 на штурмовку), провёл 92 воздушных боя, в которых сбил лично 8 и в группе 18 самолётов противника. Был ранен. За эти подвиги был представлен к званию Героя. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Военно-Морского флота» от 24 июля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом отвагу и геройство» гвардии капитану Каберову Игорю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
▲ЛАГГ-3 (Серия 11) Самолет капитана Виктора Петровича Миронова, 609-й ИАП, лето 1942 года. Отличительной чертой самолета было характерная черная молния с красной окантовкой. Сражался на Карельском фронте. По ноябрь 1941 года служил в составе 145-го ИАП; по февраль 1943 года — в 609-м ИАП. Был командиром звена, затем эскадрильи. 
К сентябрю 1941 года командир звена 145-го истребительного авиационного полка (1-я авиационная дивизия, 14-я Армия, Карельский фронт) старший лейтенант В. П. Миронов совершил 127 боевых вылетов, в 25 воздушных боях лично сбил 5 вражеских самолётов. Бомбово-штурмовыми ударами нанёс большой урон живой силе и технике противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 6 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С осени 1942 года сражался в составе 609-го истребительного авиаполка. Всего совершил 356 боевых вылетов. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 15 — в группе.
16 февраля 1943 года погиб при выполнении учебного полёта. Похоронен в посёлке Шонгуй Кольского района Мурманской области.
▲ЛАГГ-3 (Серия 11) Самолет капитана Виктора Петровича Миронова, 609-й ИАП, лето 1942 года. Отличительной чертой самолета было характерная черная молния с красной окантовкой. Сражался на Карельском фронте. По ноябрь 1941 года служил в составе 145-го ИАП; по февраль 1943 года — в 609-м ИАП. Был командиром звена, затем эскадрильи. К сентябрю 1941 года командир звена 145-го истребительного авиационного полка (1-я авиационная дивизия, 14-я Армия, Карельский фронт) старший лейтенант В. П. Миронов совершил 127 боевых вылетов, в 25 воздушных боях лично сбил 5 вражеских самолётов. Бомбово-штурмовыми ударами нанёс большой урон живой силе и технике противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 6 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С осени 1942 года сражался в составе 609-го истребительного авиаполка. Всего совершил 356 боевых вылетов. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 15 — в группе. 16 февраля 1943 года погиб при выполнении учебного полёта. Похоронен в посёлке Шонгуй Кольского района Мурманской области.