«Курьер» – один из лучших (или даже самый) фильмов режиссёра Карена Шахназарова. Он вышел на волне перестроечных игр в молодёжь. Тогда модно было показывать на большом экране старших школьников. Большинство этих молодёжных фильмов потеряли актуальность и канули в бездну забытья. «Курьер» отправился бы вслед за ними. Если бы не блестящий актёрский состав, а главное – потрясающе органичный главный герой. Которого сыграл юный Фёдор Дунаевский.
Здравствуйте!
Стоило этому фильму выйти на экран, как о нём сразу все заговорили. В то время принято было ходить в кинотеатры на премьеры. Если сможешь купить билет.
Я тогда ещё училась в школе, но мы с друзьями уже считали себя молодёжью. И все во дворе обсуждали новый молодёжный фильм. А одна девочка умудрилась сходить на «Курьер» три раза (по приглашению трёх разных мальчиков). И уверяла, что ни один раз не был лишним. Потому что фильм того стоит.
Наконец и мы с подружкой купили билеты и посмотрели фильм в переполненном зале. Согласились – фильм того стоит. Весь зал дружно смеялся.
Тогда «Курьер» показался нам очень смешным
Почему-то сейчас совсем так не кажется
Тогда нас ничего не напрягало. Иван со своими друзьями выглядел знакомо. Вот Катя как будто сошла со странички журнала мод – ну, в кино обычно так и одевались.
И совсем нас не удивляла глубина пропасти между юными героями и их родителями
Родители и дети не разговаривают. Нет, они перебрасываются необходимыми фразами, но совсем не слышат друг друга. Родители не слушают. Это очевидная установка: что они там понимают, эти дети. И нет возможностей перебросить мостик между поколениями.
Родители Ивана развелись – и пошли каждый своей дорогой. Оставив сына разбираться с тем, как ему нужно ко всему этому относиться. Мать погрузилась в свои переживания, требует жалости и сочувствия, а когда сын делает робкие шаги навстречу – обрывает.
Отец и вовсе уехал в новую жизнь с молодой супругой – в Африку, подальше от прошлого. Отделывается от родного сына письмами и подарками: модное пальто прислал. Правда, на пару размеров больше, но ведь позаботился. И на том спасибо.
Вон, у приятеля Ивана, Базина, и вовсе никакого пальто нет. Плевать родителям, в чём он будет ходить зимой.
И это всё обычные семьи. Даже в супер-благополучной среде мнения детей никто не спрашивает. Но там хотя бы брезжит надежда.
В «Курьере» есть два символических момента, оба про музыку. У себя дома Иван перебирает гитарные струны, пока мама говорит о своём. Он запевает – она подхватывает, но поёт своё, не подстраиваясь и не прислушиваясь.
А потом, в гостях у Кати, когда девушка отказалась развлекать почтенную публику, Иван вызвался вместо неё спеть алябьевского «Соловья». И запел. Как умел. А его внезапно поддержала оперным голосом красивая породистая дама.
Есть надежда, что кто-то услышит своих детей. Но вряд ли найдёт время поговорить. Времени на поговорить практически не остаётся.
Услышать способны только ровесники. Поэтому дети сбиваются в стайки. И, кстати, ничего предосудительного не делают. Осваивают движения сложных танцев или весело барабанят по клавишам. Хотя родители всё время их в чём-то подозревают. Так и тянет сказать в ответ: Да, мы занимаемся именно тем, в чём вы нас подозреваете!
Это потом, несколько лет спустя все эти мирные дворовые компании приберут к рукам лихие ребята. И начнётся совсем другая жизнь.
А пока, в реальности «Курьера», молодой парень запросто может сшить себе модный головной убор на маминой швейной машинке. Но не может купить скейтборд. Это сейчас они в любом спортмаркете, а тогда – надо было достать. Или сделать самим.
Там, в фильме 1986 года, все молодые и неузнаваемые. Любой вспомнит роли Инны Чуриковой, Олега Басилашвили, Светланы Крючковой, Александра Панкратова-Чёрного, Владимира Меньшова.
А между тем, в «Курьере» ещё снимались Вера Сотникова, Алика Смехова, Сергей Чонишвили, Алёна Хмельницкая. Молодые и подающие надежды.
Многое изменилось. Кое-что даже к лучшему. То самое поколение, которое никто не принимал всерьёз, давно выросло. Местами даже состарилось. И постаралось стать совсем другими родителями. Чтобы пропасть между отцами и детьми не была такой бездонной. Чтобы дети бежали со своими проблемами домой, а не во двор. Чтоб не чувствовали себя одинокими.
Это мы – те, кто извлёк уроки из собственной юности. Те, кто оценил последствия. Это наша заслуга в том, что у наших детей всегда есть пальто (и не одно). Мы – не лицемерные громкоговорители, а заинтересованные собеседники.
Главное – одёргивать себя в тот момент, когда мы начинаем говорить словами наших пап, мам и самозваных учителей:
Мы, наше поколение, хотим знать, по каким принципам живёт молодёжь!
Предлагаю не учить детей жизни, а мечтать о чём-нибудь высоком!!!
Фильм «Курьер» мы с вами пересматривали по предложению дружественных каналов Третий орешек и Ирина Бубнова - жена тракториста.
До встречи в следующую пятницу!