А мысли ведь действительно могут материализоваться. Сколько раз, подводя туристов к кирхе XIV века в посёлке Железнодорожный (бывший прусский город Гердауэн) я вспоминал практику использования подобных объектов в Европе, а именно – трансформация их в общественные пространства и кафе на открытом воздухе. Для нашей области, где у большинства бывших божественных храмов уже обвалились крыши, подобное решение является почти единственным выходом. Укрепление стен и наличие собственника, который будет следить за объектом – перспектива более реальная, чем ожидание, что область найдет богатого мецената, который способен оплатить очень дорогой проект по восстановлению крыши.
Но, о приятном. В прошлом году появилась информация о том, что кирха Гердауэна обрела арендатора в лице местной жительницы Маргариты Пырко. Вместе с волонтерами она провела очистку объекта и открыла подъем на башню. На днях предприниматель сообщила, что вскоре произведут лазерное сканирование бывшей кирхи, после чего будет составлен проект по консервации объекта. Меж тем, к лету Маргарита уже запланировала открытие кафе и небольшого музея в одном из вспомогательных помещений бывшего храма, через которое будет осуществляться вход.
Об истории вопроса. Перед тем как Гердауэн получил кирху, ему пришлось переживать несколько трагичных эпизодов. Прусская земля, называвшаяся по имени своего владельца Гирдаво, была захвачена рыцарями Тевтонского ордена в 1251 году. Ну, как захвачена – прусский вождь, чьё имя можно перевести как «говорливый», сдался без боя и принял христианство. В 1257 году упоминается первый комтур (в современном мире - мэр) поселения, которое назвали на немецкий манер Гердауэн. По всей видимости тогда же началось строительство первой кирхи, но о ней мы ничего не знаем, т.к. в ходе второго Великого прусского восстания, град был разрушен и сожжен.
Город отстраивался заново и опять без кирхи. Ввиду опасного географического положения, в первую очередь уделялось внимание фортификации. В период с 1315 по 1325 годы был отстроен замок, позже вокруг Гердауэна возвели городскую стену.
И вот лишь в 1345 году, когда город был защищен со всех сторон человеком, задумались о помощи бога. Кирха с севера была пристроена к городской стене (с этой части окно появилось только после сноса фортификации), на юге – входной портал в виде стрельчатой арки и ризница, притвор имел звездчатый свод. Главное украшение – ступенчатый фронтон восточного фасада. Башня ориентирована на запад, имела высоту в 42 метра, а общие размеры кирхи: 43,5 х 17,2 метра.
В 1690 году в Кёнигсберге мастером Мозенгелем для кирхи изготовили орган, кафедра и алтарь появились в 1729 году. Любопытно, что прусские искусствоведы конца XIX века отмечали, что внутреннее содержание кирхи имело мрачное впечатление и «плохую резьбу».
Большая часть церковной утвари была приобретена богатейшим в Пруссии родом Шлибенов, которые владели Гердауэном с 1469 года. Нам, россиянам, эта фамилия прекрасно известна: Мария София Фредерика Дагмар из северогерманской ветви Шлибенов была российской императрицей под именем Мария Федоровна, супруга Александра III, мать императора Николая II.
Череду трагических событий для кирхи открыло попадание молнии в 1696 году, тогда сгорел орган. Затем был пожар в 1913 году и трагичная осень следующего года. Когда немецкая армия Гинденбурга подошла к городу, начались кровопролитные бои. Русская императорская армия не хотела уходить. Будущему президенту Германии пришлось отдать приказ об артобстреле своего же Гердауэна. Башню кирхи и вовсе пришлось поджечь, т.к. наверху находился русский наблюдательный пункт. После Первой мировой войны Гердауэн фактически был стёрт с лица земли, поэтому факт его возрождения, как птицы Феникс, - прусское чудо.
Вторая мировая война обошла только-только заново отстроенное поселение стороной. 28-ая армия 3-го Белорусского фронта вошла в него без боя. В советское время город Гердауэн стал поселком Железнодорожный. До 1961 года кирха использовалась как Дом Культуры, затем - в качестве склада.
После бывший храм оказался заброшен. Была нарушена черепица, прогнили стропила, крыша рухнула в 1970-ых, фронтон над притвором разрушен в 1988 году. С южной стороны кирху, как ракушки, облепили самовольные постройки: гаражи и пункты приема стеклотары.
После того как были открыты границы и Калининградскую область стали посещать бывшие жители (и их родственники) Восточной Пруссии, начался ремонт культовых объектов. На немецкие средства бывшая кирха Гердауэна была законсервирована, на башне отремонтировали крышу и сделали смотровую площадку.
С 2007 года здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения, спустя 3 года было передано РПЦ, на входе появились ворота с замком. 2023 год … вот мы и дождались Калининградской эпохи Возрождения архитектурного наследия.