У нас с вами проблема с епитимией. Давайте покаемся, мы даже, оказывается, не знаем, что такое епитимия. Что такое епитимия, кто у нас может так кратко сказать?
Епитимия — это отработка наших с вами грехов, и мы должны с чистой совестью отработать свои грехи. В книгах свт. Иоанна Златоуста можете подробно почитать его информацию об епитимиях. Я вам кратко скажу, что епитимия - это наше наказание за наши грехи. Мы должны выполнять данную священником епитимию. Если, конечно, мы грехи свои открыто исповедуем, не стесняясь, перед всеми ближними: помолитесь, у меня такие-то грехи. Если он не скрывает грехи - он уже епитимию выправляет, не боится, не стесняется никого, он только боится Бога, чтобы не обидеть, и просит всех: помолитесь за меня. А есть такие, которые молятся день и ночь, а сами недобрые на вид, ругаются, осуждают, недовольные - эти люди, конечно, сидят в себе, им надо выполнять епитимию, потому что они стараются показаться чистыми, а сами, конечно, перед Богом скверные.
Епитимия очищает нас от самих грехов. Если мы со Страхом Божиим делаем епитимию, отрабатываем епитимию, когда молимся, крестное знамение делаем, поклоны делаем. Ведь Богу нужно не сами физические поклоны, физкультурные поклоны, нужно сокрушенное сердце. Поклонение тебе тяжело, ты сидишь, сидя делаешь поклоны, крестишься, делаешь поклоны, лишь бы у тебя было сокрушенное сердце: Боже, милостив буди мне грешному. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. С сокрушенным сердцем кайся в грехах, а в знак покорности и смирения делаем поклон свой поясной или земной делаем для того, чтобы плоть наша утруждалась, если мы молодые, если мы имеем физическую какую-то силу, и чтобы нам не грешить, мы лучше утруждаем себя поклонами. А кто уже в возрасте, достаточно сделать вздох - сердечную епитимию, можно сидеть, сидя поклоны делать, короткие поклоны: Боже, милостив буди мне грешному.
Господь нас проверяет по нашему сердцу, поэтому епитимия - это отработка, это наказание мы выполняем за наши грехи. Если мы не несём это наказание, то наша безнаказанность вредит нам ещё больше, чем наши неотработанные грехи. Почему епитимия - отработка грехов с сокрушенным сердцем. Надо возненавидеть свои греховные поступки. Мы покаемся сейчас, причастимся, а епитимией мы должны возненавидеть, и Причастие нам помогает, от нас отгоняет эти страсти. Когда мы выполняем епитимию после Причастия, мы отгоняем ещё дальше от себя дурные свои поступки, дурные наклонности отгоняем, а это есть бесы, которые нас искушают и хотят опять вернуться в нас. И будьте осторожны, внимательны, не соблазняйтесь ни на кого, не соблазняйте друг друга, не ругайтесь, старайтесь смотреть на ближних другим взором. Ну подумаешь, не так что-то сделали: ты хотел вот так, а сделали по-другому, ну и что? Смиренно, с любовью возьми и сделай сам. Ну ты не можешь, тебе тяжело, с любовью попроси - не получается с любовью попросить, человек не принимает. Остановитесь, дайте перерыв, и пока сердце придёт в порядок, сам начинай делать, и тебе тяжело, и проси: помоги мне, мне немножко тяжело. Но не надо укорять, не надо тыкать: почему ты не сделал, почему ты не доделал. Не надо никого укорять. Все мы в чём-то грешим, все мы не доделываем многое, все мы Богу обязаны, должники перед Богом, поэтому не надо никого укорять.
Мы не будем терять с вами Благодать Духа Святаго, если мы ищем свою правду, унижаем, оскорбляем, укоряем кого-либо, мы с вами грешим. И мы давайте будем молиться друг за друга. Епитимия ослабляет наши страсти. Когда ослабляются наши страсти, у нас появляется Страх Божий, чтоб больше не грешить, и Страх Божий уничтожает все наши вредные привычки. А у нас грехи не ослабевают, от нас грехи не отходят, страсти с нами срослись, не уходят. Значит, нет у нас Страха Божия, значит мы грешим так же, не боимся, что Бога мы от себя гоним, Духа Святаго прогоняем, значит мы с вами неискусные. А у некоторых не получается, значит они ещё и не крещёные полным троекратным погружением. Сидит в сердце этот грех гордости, никак не уходит оттуда. Всё вроде старается делать, любовью старается покрывать всё, а всё-таки где-то сидит внутри гнев, раздражение. Почему? Начинает разбираться человек, начинает внимательно, подходит к наставнику, наставник ему объясняет, а ты крещён вообще-то, может, тебя только поливали, ты не погружённый, наверное, значит человек был не погружённый. А некоторых даже погружали, но крестили в общей купели, как в болоте каком-то, всех подряд окунали, конечно, это крещение недействительно, в грязной воде крестить нельзя человека. Или проточная вода должна быть, или должна вода меняться. Окрестили - воду поменяли, налили следующую. Конечно, это процесс трудоёмкий, но зато правильный, верный. Или иди в реку, река течёт, креститесь пожалуйста. Река течёт, грехи уходят, креститесь в речке, в проточной воде. Надо понимать.
Некоторые на источник ходят, а на источнике стоит одна купель — вот такая маленькая трубка входит, маленькая трубка выходит. Не успевает, конечно, этот источник очиститься, человек окунулся, осквернил эту воду, и она вся поменяться не успевает. Другой лезет, третий, гурьбой лезут туда, а вода не успевает меняться, потому что слишком мало приход и выход воды, проточный очень маленький. А река - она всей массой проходит, всей массой меняется. Да лучше взять ведро с собой, где вода льётся чистая постоянно, наливай - на себя поливай, ты всегда будешь очищаться чистой водой. Люди, конечно, должны это понимать, должны это знать, рассуждать, для этого у нас разумение, рассуждение. Мы с вами для питья воду чистим, фильтры ставим, мы знаем, сколько воды пришло, сколько вышло, какой фильтр, какая ёмкость, мы понимаем всё. А в источниках что-то никак мы не можем разобраться, вход выход какой. Каемся в грехах, прости нас Господи.
Мы ещё грехи не возненавидели, а пришли сюда на исповедь. Мы ещё не возненавидели грехи, а епитимию выполняем. Мы выполняем епитимию, чтобы ослабить наши привычки, а они у нас не ослабевают, нет Страха Божия, и человек просто несерьёзно подходит к этому. Крестное знамение у него неверное, крестным знамением пожигаются грехи, а он крестится небрежно: так руками машет, и всё. Вот каемся в этих грехах. И если мы с вами, как говорится, только привыкли умыться, но не просветиться. Умывается человек, пьёт воду, и думает, что вода ему помогла. Он даже не помолился, не перекрестился, он пьёт. Подумаешь, сейчас воду выпьет, сейчас чай выпьет. И он думает так водичка ему, а надо помолиться, а надо попросить. Надо попросить Матерь Божию, Господа попросить, чтоб та вода, которая с источника Богородицы, чтобы она нас очистила, просветила наше сердце.
К Причастию подходишь, ты подходишь к Чаше, да? А ты подходишь как пофигист, так открыл рот, тебе дали, ничего ты не получил. Ты даже не понимаешь, что самого Бога в себя принимаешь. Также и Святая вода - ты пьёшь и думаешь, что ты просто пьёшь её и всё. Ладно, хорошо, если тут рядом стоит наставник, который тебе даёт эту воду, он тебе её в руки дал и сказал: пей, а ты не помолился, ничего. И по молитвам наставника ты получаешь эту Благодать от воды. А если сам, ты просто пьёшь. А воду где дома храним? Где попало, нет места чистого, где бы вода Святая хранилась. У тебя, где вода святая? - Да вот тут, - начинается паника, начинает бегать, - да вот тут стояла. Вот тут была. Вот тут стояла. И куда-то пропала. Вы представляете, человек даже не ценит Святую воду. Он даже для неё чистое место не нашёл в квартире. Она где-то тут стояла: " да в холодильник вроде я её клал". Что за отношение? И он думает этой водой исцелиться, и он думает, что бесы из него выйдут от этой воды? Напрасно он это думает, напрасно он мечтает об этом. Надо ценить Дар Божий, ценить Святую воду. И когда ты идёшь в купель обливаться, надо знать - ты идёшь в лечебницу. Отгонять этого мохнатого, духа нечистого из себя изгонять, и с желанием Святой водой себя обжигать.
Иеросхимонах Димитрий.