В январе в Ульяновске из-за морозов не вышла на линии большая часть современных трамвайных вагонов. Напомним, что в 2020 году город получил 29 односекционных трамваев модели 71-911ЕМ «Львёнок», производства ПК «Транспортные системы» (ПК ТС) по лизинговому контракту.
По сообщениям “Ульяновскэлектротранса”, сейчас на линии работает только 14 вагонов, остальные 15 находятся в ремонте. Случившаяся ситуация сильно похожа на недавнюю историю с трамваями модели “Богатырь” в 7 трамвайном парке Санкт-Петербурга. Редакция transportspb решила выяснить: действительно ли проблема в климате или “Львята” остались в депо по другой причине?
фото - transphoto.org
Что же случилось?
Массовый невыход вагонов на улицы Ульяновска вызвал у жителей города негодование и волну жалоб на работу трамвайного предприятия. Последовало официальное объяснение от временного исполнителя обязанностей главы Ульяновска, Дмитрия Зверева. ”С трамваями у нас проблема массовая. Из-за высоких температур у нас вышли из строя бандажи на 10 вагонах “Львят”<...> Для понимания “Львята”, которые поступили комплектовались двумя производителями бандажей. Из строя вышли детали одного производителя. Была произведена экспертиза на соответствие качества металла для изготовления бандажей. И соответствующая работа с юридическим блоком по претензиям”- объяснил временный глава города.
По утверждению телеканала “Репортёр 73”, экспертиза подтвердила, что бандажи лопнули из-за нарушения технологии изготовления. Как объяснили в лаборатории, при работе некачественная деталь нагревается и разрушается. Поставщику направлена претензия и выставлен счёт для возмещения убытков в досудебном порядке.
В интервью для «УлПрессы» Дмитрий Шорин, первый заместитель директора «Ульяновскэлектротранс», заявил, что в случае отказа ПК ТС оплатить счет дело будет доведено до суда, а производителю будут предъявлен иск о возмещении убытка из-за невыхода вагонов на линию. В планах у предприятия отремонтировать все трамваи модели 71-911ЕМ на до середины апреля.
Производитель не согласен
Компания “ПК Транспортные системы” отрицает свою причастность к сложившейся ситуации. Её представители объясняют, что выполнили все обязательства по поставкам и гарантийному обслуживанию. Теперь ответственность за состояние техники ложится на эксплуатирующую организацию.
Использование вагонов должно осуществляться в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации и инструкцией, от производителя, в том числе по замене бандажей. Предельный эксплуатационный пробег установленных деталей 120 тыс. км.
Но важно понимать, что такой пробег устанавливается для эксплуатации вагонов при нормальном состояние путей, и не учитывает реального положения дел.
Проблема всего легкорельсового транспорта
До данным местного телеканала "Репортёр 73" 80% трамвайных путей в городе изношено, при этом 58% уложено на деревянные шпалы, из которых более половины сгнили и пришли в негодность.
Критическое состояние рельсового полотна отмечает Ульяновский урбанист Азат Усманов. “Последний раз пути обновляли на двух участках в 2021 году. За последние 5 лет обновлено всего около 17 километров. Причем для большей части обновляемых путей использовали “старогодные” рельсы, подаренные РЖД, где ранее прослужили не один год. Такое “обновление” искусственно продлевает срок службы путей всего на несколько лет.” - поясняет эксперт.
Также Азат рассказал, что на некоторых улицах до сих пор лежат рельсы с советских времён (на ул. Гая, Локомотивной, Можайского, Нариманова). Не нужно объяснять, что аварийное состояние путей несёт угрозу жизни и здоровья пассажирам и персоналу. Также из-за их состояния снижается эксплуатационная скорость движения и происходит быстрый износ ходовых частей трамваев.
На фото ремонт 2020 года, б/у рельсы. Автор фото: Азат Усманов
“В сети регулярно всплывают сообщения о сходе с рельс вагонов. Однако это лишь часть айсберга, случаев гораздо больше. И почти всегда причиной становится состояние путей.”- комментирует ситуацию эксперт.
На эту же проблему обращает внимание Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra. “Дело в том, что в отличие от любого шинного транспорта, который опирается на землю четырьмя точками, трамвай и любой другой рельсовый транспорт опирается на землю всей площадью полотна. В связи с этим, система сопряжения между колесом и рельсом должна быть в нормальном состоянии. Если с любой из этих составляющих на уровне сопряжения есть проблемы, то неминуемо будут шум, дискомфорт и неминуемые разрушения во всех составляющих.”- объяснил эксперт.
Как сообщают, после случившегося “Ульяновскэлектротранс” ищет источники финансирования для закупки специализированной техники для содержания путей.
“Однозначно рихтовкой нашим путям уже не помочь. Она конечно даст эффект, но рельсы на месте не стоят. Нужны новые пути и грамотная их укладка. А уже потом их обслуживание и поддержка.”- комментирует эту новость Азамат Усманов.
На фото рельсы, подаренные РЖД, ждут своей “второй жизни”. Автор фото: Азат Усманов
Эта ситуация в очередной раз показывает, что руководители транспортных структур многих городов не понимают, что современный трамвай это не только скоростные и комфортабельные вагоны, но и высококачественный путь.
Они думают, что если обновить только подвижной состав, то всё изменится к лучшему. Но это не так! Пути - одна из важнейших составляющих рельсового транспорта. Только качественный путь может обеспечить долговременную, надежную и высокоскоростную эксплуатацию современных трамвайных вагонов.
Анастасия Печурина