Найти тему

Реабилитация агрессии

В этой статье я делаю анализ истинного значения понятия "агрессия", доказываю, что называть Россию агрессором это правильно, предлагаю новый, более точный, термин в психологии на основе не латыни, а праславянского языка для обозначения одной из клинических форм проявления аномального поведения.

Если искать на просторах интернета что-либо об агрессии, обнаружить с легкостью описание этого явления в положительной коннотации вряд ли получится. Да и в книгах такая же история.

Наслаждаясь вечерним чтением, открыла страницы раздела девиантного поведения при психопатологических расстройствах. Первой из клинических форм такового названа агрессия. "Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо". Стало грустно. И вот, почему...

Можно с легкостью набросить на себя любую семантическую сетку, и подразумевать под неким термином, определенный феномен. Но для точного понимания явления необходимы единые лингвистические маркеры. Иначе возникает неясность, что может приводить к страданиям.

Так, в клинической психологии происходит с понятием "агрессия". Даже словари обычно возводят источник слова «агрессия» к латинскому aggressio - нападение. А от значения слова зависит отношение к самому явлению. Поэтому люди, как правило, относятся к агрессии, как к чему-то плохому, как тому, что хочется исключить из своей жизни. Это происходит потому, что в понимании большинства людей слово «агрессия» оказалась прямым синонимом слова «насилие».

Открыв учебник по латинскому языку, я нашла следующее:

- aggredior, gressus sum, gredi - подходить; нападать, атаковать; обращаться.

Произошло от соединения:

- ad - к, до (предлог для обозначения цели: для);

- gradior, gressus sum, gradi - шагать, ступать, идти.

Здесь термин определяет истинное значение феномена агрессивности: приближаться к другому человеку для чего-то, идти навстречу, действовать. Pго-gressere - по смыслу противоположно re-gressere - отходить, идти назад.

По-сути, агрессивность - это импульс жизни. Она необходима для продуктивной ассимиляции внешней реальности и позволяет не допустить интроекций.

Чтобы переварить еду, её нужно разгрызть, прожевать. Нежность и близость составляют часть сексуальности, но без достаточного уровня агрессии желание угасает. А творчество? Попробуйте подойти к пустому просторному холсту без агрессивного созидательного стремления выплеснуть на него своё вдохновение. Закончится ничем.

Агрессия - это энергия, необходимая для здорового контакта. Она не импульсивна. Можно быть агрессивно-радостным, агрессивно-собранным, агрессивно-внимательным. То есть, не просто радоваться, а с радостью стремиться к чему-либо; не просто внимательно наблюдать, а с целью отреагировать; не просто собраться с духом и успокоиться, а собраться для решающих действий: лучший боец тот, кто бьется из спокойной «позиции силы».

А вот максимально мягкие люди - это люди с нарушениями контакта. Их границы нарушают, они терпят дискомфорт, лишь бы не доставить его другим. Они избегают любых конфликтов, дискуссий, жертвуют своими интересами и планами. Без достаточного уровня агрессивности человек будет переживать ощущение пустоты, уходить в фантазии, потому что не способен взять ответственность за принятие реальных решений. Одновременно с этим, они не дают себя узнать, прячась как улитка, избегая понимания своих точек боли.

Вернёмся к "насилию", которым подменяют понятие "агрессия". Насилие - violence. От «violentus» - «чрезмерное использование силы». Однокоренные слова имеют значение: враждебный, жестокий, свирепый, беспощадный.

И вот тут всё сходится. Вся психология девиантного поведения описывает причины возникновения и способы коррекции не "агрессивности", а насилия.

В психологии есть понятие неконструктивной агрессии - ведущей к разрушению. Но это уже не агрессия, а применение силы, приводящее к причинению ущерба, то есть, violence.

В агрессивном действии есть стремление к встрече с другим человеком - поиск контакта, а в насилии другой человек становится объектом, который надо уничтожить - разрушение контакта.

Кажется, что называть весь спектр "агрессивного" поведения насилием не получится. Например, такая косвенная форма как ехидство, сарказм, ирония, молчание. Разве такое поведение не является попыткой оказать давление на жертву. Чем не насилие?

Как же быть с "агрессивным" поведением при кататоническом и гебефренном синдроме, когда "агрессивные" действия совершаются без умысла причинить вред?

Угрюмый, неконтактный, либо неконтролируемый, дурашливый человек может внезапно ударить любого прохожего, укусить рядом сидящего, бросить топор в витрину (а у таких людей всегда есть с собой топор на случай, если на пути встретится витрина), а потом снова заняться своими делами, как ни в чем не бывало.

Также как и при истерическом синдроме, при котором невозможность оказаться "на виду" и "управлять вниманием окружающих" приводит к вспышкам гнева, битью посуды, раздражительности, обидчивости, оскорблениям.

Тоже насилие, но непреднамеренное. Проявление немотивированного буйства.

Агрессор - энергичный человек, идущий на контакт. А проявляющий жестокость, даже немотивированную, это насильник.

Особо занятно в этом ключе видится ситуация с Западом, который называет Россию агрессором. Всё верно. Мы готовы к конструктивной коммуникации. А насильником нас не называют, либо потому что не хотят признавать себя жертвой насилия, либо понимают, что насилует санкциями сами себя, а в этом тоже признаться как-то не комильфо.

Термин "агрессия" в современном психологическом понимании предлагаю переименовать в "злобу", дабы исключить путаницу с иностранизмами. "Злоба" - от праславянского "zъloba". Не путать со злостью, которая больше определяет внутренний настрой, и может быть задорной, конструктивной, нужной для решения задачи. А злоба - это проявление жестокого поведения, пусть иногда и нецеленаправленного, неадекватного, как при патопсихологических синдромах в эпизодах "короткого замыкания": деменциях, паранойяльности, делирии, олигофрении и подобном.

Итак, первая клиническая форма девиантного (аномального) поведения: злоба. Более точно: не "агрессивный", а "злобный".

#агрессия #психология #насилие #русский #патопсихология #воин #ВераСоловьева