Здравствуйте! Всё-таки я решила разобраться основательно с задумкой этого шоу. Для этого мне пришлось отправиться на машине времени в сентябрь 2014 года, когда передача "Три аккорда" только начиналась. В то время я и не слышала про неё. Как хорошо, что есть интернет, который вполне себе становится для нас машиной времени.
О шансоне
Итак, прямо дословно напечатаю то, чем открывается самый первый выпуск:
"Шансон" в переводе с французского - песня. Так в эпоху Средневековья называли городские многоголосые песнопения. В конце 19-го века этот жанр стали использовать певцы парижских кабаре. И уже в 20-м веке шансон перешёл на французскую эстрадную сцену.
В современной России этим термином принято называть блатную лирику, ресторанную музыку, дворовые песни и песни под гитару, которые, как правило, исполняются на трёх аккордах.
Ну вот теперь понятно название этого шоу. И какие песни, по задумке организаторов шоу, должны здесь присутствовать. Хотя, конечно же, очень хочется поспорить с такой трактовкой слова "шансон". Я бы только ресторанные песни туда включила. А блатная лирика и дворовые песни - совсем другие жанры. Но меня, собственно, никто не спрашивает. :-)))
Первая песня ведущего
Открывается выпуск многократно исполняемой всеми песней "Гоп-стоп". Даже Лариса Долина до неё добралась. :-)))
Из истории песни (смотрю на сайте radioshanson.ru):
Аббревиатура расшифровывалась как "Городское общество призора": туда доставлялись неимущие, бездомные и беспризорные...
Термин "гоп-стоп" долгое время оставался, так сказать, сугубо "профессиональным" - до тех пор, пока в 70-е годы питерский врач Александр Розенбаум не назвал так одну из самых известных своих песен...
Блатная музыка была в СССР под тотальным запретом, поэтому ни о каком осознанном промоушне не могло быть и речи. Кто такой Александр Розенбаум, слушатели знать не знали, поэтому могли фантазировать в свое удовольствие, и преобладала версия, что это пожилой эмигрант, поющий автобиографические песни о своей бандитской молодости.
Интересно! Я уже задавала себе вопрос, почему у Александра Розенбаума, который в детстве увлекался музыкой и боксом, а потом посвятил себя медицине, встречаются такие темы песен. Но искать сегодня ответ на этот вопрос не буду, у нас другая тема. Тем более, что песни-то вышли замечательные.
Первое приветствие ведущего
Песню "Гоп-стоп" исполнил ведущий программы - Максим Аверин. У него неплохо получилось.
Замечательно он сказал зрителям при первом приветствии:
...Мы действительно подошли из-за угла и внезапно появились на Первом канале.
А представителей жюри назвал "мэтрами, корифеями и паханами". Да уж... последнее было явно лишним.
Первый состав жюри
Самый первый состав жюри:
- Александр Новиков.
- Любовь Успенская.
- Вячеслав Добрынин.
- Александр Розенбаум.
Первый музыкальный ликбез
Потом немножко был музыкальный ликбез - поясняли про три основных аккорда. Действительно, с помощью ля минора, ре минора и ми мажора многие осваивают гитару. А некоторые так и остаются на них. Ну я бы ещё сюда добавила до мажор и соль мажор. И называются эти аккорды в народе действительно "блатными".
Первая конкурсантка шоу
И понятно, что первые исполнители этого выпуска берут на конкурс то, что так или иначе связано с творчеством членов жюри.
Самая первая исполнительница - Ирина Дубцова с песней "Люба-Любонька" (из репертуара Любови Успенской). Любовь Успенская спросила у Ирины, когда же та успевает учить песни к конкурсу, та ответила, что учить их не надо, потому что не знать их просто неприлично. (???) А пение в ресторане - это высшее образование.
Кстати, интересна история этой песни. Её написал Вилли Токарев в подарок на юбилей Любови Успенской.
Александр Новиков порадовался, что теперь с таким репертуаром можно выступать на Мальдивах и Сейшелах, а ведь раньше можно было с ним уехать только в Магадан и Воркуту. :-)))
Вячеслав Добрынин заметил, что Ирина Дубцова выступала сначала в валенках, а значит можно в этом жанре так начинать, а потом поехать на Мальдивы. И тут же Александр Новиков подметил, что главное в этом жанре в валенках не закончить. :-)))
Теперь я понимаю, почему народу нравится эта передача.
А Александр Розенбаум вспомнил, как они с Ириной Дубцовой пели на "Фабрике звёзд" дуэтом. А я нашла этот исторический момент.
А неделю назад выступал Александр Олешко и похвастал пластинкой с песнями Александра Розенбаума. Интересно, что там на ней?
Альбом 1986 года. Если верить интернету, то там есть и моя любимая песня этого замечательного автора - "Вальс-бостон".
Александр Розенбаум говорил, что написал эту песню осенью 1981 года. И она у него получилась быстро. Заметила, что гениальное иногда и получается легко. Но не у всех, а у тех, кто не обижен талантом.
Первые оценки
Как известно, вместо баллов жюри выдаёт карты. Вот тут-то как раз и есть акцент на блатной лирике. Меня вообще долго смущали эти карты. Да ладно, на меня вообще не стоит обращать внимания. Ирине Дубцовой вручили 4 туза, которые всё равно перевели в баллы (туз=5 баллам).
Ну вот. Сегодня я решила заглянуть в начало этого шоу, чтобы не удивляться репертуару и всему остальному.
Знаю, что некоторые авторы глубоко возмущены, что это шоу вообще идёт на центральном канале. Но тут уж я не знаю, стоит ли возмущаться. У нас и многие другие передачи и проекты вызывают очень много вопросов. Я поступаю проще - не смотрю, если меня что-то смущает. Пока решила продолжать делать обзоры этого сезона, но старые выпуски смотреть не буду. Хотя начало получилось весёлое.