Как сообщалось в той же публикации, «электромобили — машины с электрическим двигателем, приводящимся в движение от аккумуляторов». Автобаза Ленинградского почтамта получила их в начале 1952 года. Больше полутора месяцев «продолжалось их освоение и оборудование специальной зарядной станции». И когда в марте того же года горожане впервые увидели почтовые электрокары на улицах Ленинграда, они сразу привлекли к себе внимание: «вагонного типа, напоминающие уменьшенный в несколько раз троллейбус, они не имеют палок с контактами, не нуждаются и в проводах»… Может показаться удивительным, но экипажи на электрической тяге появились на улицах нашего города еще в конце XIX века. Так, владелец петербургской мастерской «Сила и свет» инженер-электрик Г. А. Щавинский сконструировал электромобиль еще в 1885 году. Спустя три года популярный журнал «Велосипедист» сообщал об успехах еще одного умельца: «В Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов в настоящее время находится изобретенная русским техником И-вым электрическая карета. Весь механизм находится внутри кареты. Аккумуляторы заряжаются на четверо суток. В такой карете очень удобно совершать путешествия по проселочным дорогам». Но самое пристальное внимание привлекли к себе работы инженера Ипполита Романова. Первый электромобиль его конструкции, которому почему‑то дали прозвище «кукушка», был построен в 1899 году на петербургской фабрике акционерного общества «Фрезе и К». Зарядки аккумуляторов хватало на 60 верст пути. Затем появился первый отечественный электрический омнибус Романова. Он был рассчитан на 16 пассажиров и напоминал трамвайный вагон. Изобретатель планировал использовать эти омнибусы как общественный транспорт. 19 января 1901 года Ипполит Романов обратился в столичную Городскую думу с просьбой дозволить ему организацию в городе десяти маршрутов электрических омнибусов, на которых будут курсировать 80 машин. Разрешение спустя полгода он получил, но его планам не суждено было сбыться: на омнибусы ополчились серьезные конкуренты — владельцы конки и извозопромышленники, которые не дали развернуться доброму и полезному для города начинанию. Тем не менее об электромобилях не забывали. Журнал «Автомобилист» в 1914 году отмечал: «Электромобили могли бы быть очень полезны. Практика покажет, в какой области передвижения должны быть применяемы бензиновые автомобили, а в каких — электрические». Первый советский автомобиль «на батарейках» появился в 1935 году. Это был электромусоровоз «ЛЭТ» (Лаборатория электрической тяги). В 1948‑м специалистами Научного автомоторного института были созданы два электромобиля — «НАМИ-750» грузоподъемностью 0,5 тонны и «НАМИ-751» грузоподъемностью 1,5 тонны. В 1951 году партия из двух десятков электромобилей обеих модификаций была собрана на Львовском автобусном заводе, все они были отправлены в почтовые ведомства Ленинграда и Москвы, где и проработали до конца 1950‑х годов. Машины получали питание от железоникелевых батарей и могли проехать на одном заряде до 55 – 70 километров, максимальная скорость составляла 36 километров в час. «Несмотря на то что управление электромобилем значительно легче и проще, чем автомобилем, лучшие водители базы М. Любимова, А. Колотушкин и другие обучались на специальных курсах», — сообщалось в «Вечернем Ленинграде». Электромобили выпускали и позже. В 1980 году партию электрокаров, в том числе фургончиков серии «Пони», которые использовались заводской службой быта и почтой города Тольятти, создал АвтоВАЗ. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашеминтернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».
Без «рогов» и проводов. Первые электромобили на улицах Ленинграда
3 минуты
18 прочтений
10 февраля 2023