Найти тему
С.Н. Лазарев

То, что не развивается, — умирает

Две тысячи лет тому назад Христос сказал:Не мо­жете служить Богу и маммоне(Лк.16,13). Кста­ти, с этой фразой у меня связана любопытная исто­рия. После многолетних исследований и анализа де­сятка тысяч случаев я четко увидел, как проблемы души превращаются в проблемы сознания и тела. Но один из евангельских сюжетов был мне совершенно непонятен. Это притча о приобретении друзей богат­ством неправедным.

В ней рассказывается, как управляющий долго обманывает своего хозяина. Тот, прослышав об этом, решает его уволить. Управляю­щий, понимая, что скоро потеряет работу, бежит к должникам и переписывает расписки, в несколько раз уменьшая величину их долга. То есть совершает повторное предательство своего хозяина. Налицо на­рушение половины из десяти заповедей: ложь, во­ровство, неуважение к старшим, предательство, жад­ность, грабеж. Совершенно необъяснимо, но хозяин хвалит слугу-предателя. И с точки зрения Христа этот человек является образцом для подражания!

Я делал сотни попыток понять, в чем тут дело, но не мог. Потом начал читать дальше и наткнулся на фразу:«Приобретайте себе друзей богатством не­праведным» (Лк. 16, 9)А еще через несколько строк увидел фразу:«Не можете служить Богу и маммо­не» — и вдруг меня осенило.

Я вспомнил книгу, напи­санную одним французом. Кажется, она называется «Исповедь палача». В ней он рассказывает об одном исключительно надежном и законопослушном немце. Никто никогда не мог упрекнуть его в обмане или не­брежном отношении к работе.  А потом началась вой­на, и он оказался комендантом концлагеря, отвечал за бесперебойную и четкую работу своего «предприя­тия».

Но тут появилась проблема — слишком много нужно было сжигать убитых людей, печи не справ­лялись. Однако, как старательный и преданный ра­боте человек, он сумел усовершенствовать этот про­цесс, и благодаря ему в концлагере было убито на полтора миллиона человек больше. Он честно слу­жил своему хозяину. Он был законопослушным гражданином. Он был верен своему гражданскому и моральному долгу.

Но его честность, его чувство долга, его обязательность и верность увеличили ко­личество убитых на полтора миллиона. Если бы главным для него был нравственный закон, он сде­лал бы работу печей менее эффективной и, наверное, спас бы жизнь двум миллионам человек. Не говоря уже о том, что вообще не стал бы заниматься такой «работой».

А теперь представьте, что будет с Америкой, Рос­сией или Китаем, если государственная политика и административные законы будут работать в ущерб нравственности и любви. Для определения такой по­литики и таких законов можно подобрать только одно выражение: шестьсот шестьдесят шесть.

Кстати, известное выражение «жест — это движе­ние души» справедливо только частично. Душа чело­века выражается и во взгляде. Но наиболее полно она выражается в речи. В последние десятилетия за­мечен любопытный феномен. Нынешняя материали­стическая цивилизация нацелена на материальные и духовные блага, и речевая культура идет в том же направлении.

То, что не развивается, — умирает. Поня­тие души, как и понятие нравственности, все меньше нужно западному обществу. И это тут же становит­ся заметно по разговорной речи и литературному языку.

Моя приятельница, живущая в Нью-Йорке, не­сколько лет назад удивленно заметила: «Скоро в нашей стране люди будут общаться, как обезьяны. Язык стал так упрощаться, стал настолько бытовым, что описать чувства, состояние души скоро станет невозможно!»

Поскольку в России понятие души всегда было очень важным, русский язык пока еще сохраняет свою сочность и богатство. Кстати, в русском языке словом «шестерка» часто определяют людей зависи­мых, угодливых, раболепных. «Шестеркой» называ­ют человека со слабой душой, для которого духовное и материальное слишком значимы.Так что в России тенденция увеличения раболепия вряд ли будет по­пулярной. Язык может не только убивать любовь, но и защищать ее.

С.Н.Лазарев Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2.