Две тысячи лет тому назад Христос сказал:Не можете служить Богу и маммоне(Лк.16,13). Кстати, с этой фразой у меня связана любопытная история. После многолетних исследований и анализа десятка тысяч случаев я четко увидел, как проблемы души превращаются в проблемы сознания и тела. Но один из евангельских сюжетов был мне совершенно непонятен. Это притча о приобретении друзей богатством неправедным.
В ней рассказывается, как управляющий долго обманывает своего хозяина. Тот, прослышав об этом, решает его уволить. Управляющий, понимая, что скоро потеряет работу, бежит к должникам и переписывает расписки, в несколько раз уменьшая величину их долга. То есть совершает повторное предательство своего хозяина. Налицо нарушение половины из десяти заповедей: ложь, воровство, неуважение к старшим, предательство, жадность, грабеж. Совершенно необъяснимо, но хозяин хвалит слугу-предателя. И с точки зрения Христа этот человек является образцом для подражания!
Я делал сотни попыток понять, в чем тут дело, но не мог. Потом начал читать дальше и наткнулся на фразу:«Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9)А еще через несколько строк увидел фразу:«Не можете служить Богу и маммоне» — и вдруг меня осенило.
Я вспомнил книгу, написанную одним французом. Кажется, она называется «Исповедь палача». В ней он рассказывает об одном исключительно надежном и законопослушном немце. Никто никогда не мог упрекнуть его в обмане или небрежном отношении к работе. А потом началась война, и он оказался комендантом концлагеря, отвечал за бесперебойную и четкую работу своего «предприятия».
Но тут появилась проблема — слишком много нужно было сжигать убитых людей, печи не справлялись. Однако, как старательный и преданный работе человек, он сумел усовершенствовать этот процесс, и благодаря ему в концлагере было убито на полтора миллиона человек больше. Он честно служил своему хозяину. Он был законопослушным гражданином. Он был верен своему гражданскому и моральному долгу.
Но его честность, его чувство долга, его обязательность и верность увеличили количество убитых на полтора миллиона. Если бы главным для него был нравственный закон, он сделал бы работу печей менее эффективной и, наверное, спас бы жизнь двум миллионам человек. Не говоря уже о том, что вообще не стал бы заниматься такой «работой».
А теперь представьте, что будет с Америкой, Россией или Китаем, если государственная политика и административные законы будут работать в ущерб нравственности и любви. Для определения такой политики и таких законов можно подобрать только одно выражение: шестьсот шестьдесят шесть.
Кстати, известное выражение «жест — это движение души» справедливо только частично. Душа человека выражается и во взгляде. Но наиболее полно она выражается в речи. В последние десятилетия замечен любопытный феномен. Нынешняя материалистическая цивилизация нацелена на материальные и духовные блага, и речевая культура идет в том же направлении.
То, что не развивается, — умирает. Понятие души, как и понятие нравственности, все меньше нужно западному обществу. И это тут же становится заметно по разговорной речи и литературному языку.
Моя приятельница, живущая в Нью-Йорке, несколько лет назад удивленно заметила: «Скоро в нашей стране люди будут общаться, как обезьяны. Язык стал так упрощаться, стал настолько бытовым, что описать чувства, состояние души скоро станет невозможно!»
Поскольку в России понятие души всегда было очень важным, русский язык пока еще сохраняет свою сочность и богатство. Кстати, в русском языке словом «шестерка» часто определяют людей зависимых, угодливых, раболепных. «Шестеркой» называют человека со слабой душой, для которого духовное и материальное слишком значимы.Так что в России тенденция увеличения раболепия вряд ли будет популярной. Язык может не только убивать любовь, но и защищать ее.
С.Н.Лазарев Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2.