В сознании европейцев прочно засело такое понятие «Эпоха Крестовых Походов», воспетая в романтизме Нового Времени. Образы отважных крестоносцев, давших отпор продвижению ислама в Европу до сих пор, в XXI веке, живы в умах людей. Однако, в летописях Крестовых Походов историки Нового Времени нашли упоминания и отсылки к Ираклию I – императору Восточной Римской Империи, правившем в VII веке. В частности, Вильгельм Тирский сравнивает противостояние Крестоносного Войска и мусульман, с борьбой Ираклия I и Хосрова II.
Западная историография не придала большое значение этим словам. Да и не стала бы по той причине, что каждая открытая страница истории Византийской Империи умаляла значение Латинского Запада как «Колыбели Европы» и открывала совершенно иные главы в истории, в которых помимо него существовал Византийский Восток и Константинополь.
В конце XIX — начале XX веков в Восточной Европе возобновился интерес к изучению цивилизационных корней славянства и православных стран, из-за чего пережило второе рождение такое направление в изучении истории Европы как «Византинистика». Она существовала и ранее, благодаря деятельности Иеронима Вольфа, однако должного развития не получила ввиду отсутствия подобного запроса и интереса со стороны в связи со сложной исторической эпохой и из-за слабого интереса западных европейцев к Византии.
Византинисты тщательно изучали труды Иеронима и древних византийских авторов и сделали на основе их несколько потрясающих открытий, заставивших изменить взгляд современников и всей исторической науки на историю Европейской цивилизации. Об одном из таких открытий и пойдёт речь ниже, а именно — о первой священной войне христианства, о предтече Крестовых Походов, о «православном Крестовом Походе» императора Ираклия I. Но обо всём по порядку.
Окунёмся в начало VII века, в котором Античность уступает своё место Средним Векам. Византия представляла из себя огромную средиземноморскую державу, которая с трудом оправилась после истощивших её завоеваний Юстиниана. Но несмотря на огромные богатства и территории, у Византии было много врагов, среди которых были варварские королевства германцев (Визиготское Королевство в Иберии и Ломбардия в Италии), племена кочевников и покорённые ими славяне, создавшие в Паннонии (Современная Венгрия) Аварский Каганат; Хазарский Каганат на севере, в котором правили иудеи, и могущественная Империя Сасанидов на востоке, бывшая грозным врагом Рима с давних времён.
Из-за династического кризиса в Византии, Империя Сасанидов получила возможность нанести сильный удар по Ромейской Державе под благовидным предлогом возвращения на престол законной династии, но это был лишь хитрый политический шаг, чтобы воспользоваться нестабильностью в Империи. Таким образом Хосров II минимизировал сопротивление местного населения и даже добился перехода многих византийских отрядов под знамёна своего кандидата на престол. В 605 году пала мощная крепость Дара, а в 607 году — Хесна де Кефа (Современный Дирьякабыр, юго-западная Турция). Так, за короткое время, персы смогли взять сильнейшие крепости греков и пробиться в плодородные земли Малой Азии. Тем самым, Византия была отделена от сухопутного сообщения с провинциями Египта и Северной Африки.
В 608 году в Империи произошло восстание Ираклия Старшего, в результате которого узурпатор Фока был разбит, а власть перешла к Ираклию I. Окончательно свою власть он смог укрепить лишь в 612 году. К этому времени Сасаниды захватили огромные территории Империи, захватив Эдессу ( «Град, хранимый Христом»), Антиохию (разграбив её, устроив пожар и надругавшись над Антиохийской Пентархией, похитив людей и христианские реликвии) , разорив Иерусалим и предав огню Храм Гроба Господня, также осквернив Иерусалимский Престол, и похитив реликвии в Ктесифон.
За падением святого города последовал погром христиан, учиненный местными иудеями, действовавшими под покровительством персидского гарнизона. Патриарх Иерусалимский Захария был вместе с тысячами других пленников отправлен в Персию. Многие из христиан Иерусалима и других городов Палестины бежали в Египет, где о них позаботился патриарх Александрийский святой Иоанн Милостивый.
А после пала и Александрия – один из престолов Пентархии и один из главных центров Христианства.
В течении 4-х лет Сасаниды захватили основные восточные христианские центры, осквернили престолы патриархов, осквернили храмы, предали огню святыни и вывезли в свою столицу христианские реликвии. Персия подобралась к Константинополю, достигнув пика завоеваний огнепоклонников за всю историю Парфии и Сасанидской Персии.
Персия одерживала победу в войне, зороастрийская вера торжествовала над христианством, из-за чего в захваченных персами землях распространялись ереси. Византия потеряла свои богатейшие и плодороднейшие земли. Царь Хосров II потребовал от Ираклия капитуляции:
«Любимый богами господин и царь всей земли, рождение великого Ормузда, Хосров – Ираклу, несмышленому и негодному рабу нашему. Не желая отправлять мне рабскую службу, ты называешь себя господином и царем… Собрав разбойничьи войска, ты не даешь мне покоя. Разве я не истребил греков? Ты говоришь, что уповаешь на своего Бога. Почему Он не спас Кесарии, Иерусалима и великой Александрии из рук моих? Неужели ты и теперь не знаешь, что я подчинил себе море и сушу? Разве я теперь не могу подкопать Константинополь? Но я отпускаю тебе все твои преступления. Возьми жену свою и детей и приди сюда. Я дам тебе поля, сад и оливковые деревья… Да не обманет вас тщетная надежда ваша – Христос, Который не мог спасти Себя от иудеев, и они убили Его, распяв на кресте. Как же Он избавит тебя от рук моих? Если ты сойдешь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя, и тогда ты увидишь меня таким, каким бы не желал видеть»
Византия терпела поражения в Испании, где последние крепости захватывались визиготами, ломбарды громили гарнизоны греков в Италии, а на Балканах господствовали авары. Тучи сгущались над Ромейской Державой.
Но Император Ираклий начал масштабную борьбу с бюрократией: тысячи монет изымались у коррумпированных чиновников, была уменьшена масса монет, дабы сохранять расходы Империи на прежнем уровне. Ираклий провёл военную реформу и направил рекрутёров в свободные земли Империи, мастерские Константинополя получили огромные заказы на оружие.
Не осталась в стороне и Православная Церковь: патриарх Сергий объявил о начале Священной Войны. Из храмов изымались все драгоценные металлы, Церковь начала собирать пожертвования мирян на войну, священники призывали добрых христиан идти в легионы Империи и освободить Святую Землю. Православная Церковь поддержала Императора и вступила в войну. Так и начался «Православный Крестовый поход». Хосров II не просто желал захватить земли Ромейской Империи. Царь Сасанидов хотел сокрушить само христианство.
Патриарх Сергий благословил императора на войну против персов, открыто объявив её священной. Это была война не против Сасанидской Империи, а битва за саму веру Христову. Ираклий смог за пол года реорганизовать армию, собрать новое войско, нанять отряды и заручиться поддержкой соседних держав. После празднования Пасхи, 4 апреля 622 года, Ираклий лично возглавил войско и выступил из столицы.
Осенью того же года персы были выбиты из Вифинии и Галатии и были вынуждены перейти в оборону. Ираклий отвоевал Анатолию, нанеся разгром персам в битве при Иссе. Оставив свою армию зимовать в Понте, Император отправился на запад – дабы заключить мир с Аварским Каганатом, обезопасив себя от войны на Балканах.
В 624 году Ираклий смог освободить от персов всю Армению, при содействии армянского населения, пополнявшего его армию и чинившего вред Сасанидам. К концу года Ираклий захватил земли нынешнего Азербайджана, и теперь речь шла о начале войны на территории Сасанидской Империи.
В 625 году, после очередных поражений, Хосров II договорился с Аварами начать совместное наступление на Константинополь. Обойдя Ираклия через юг Малой Азии, персидское войско (50 тыс. человек) и аваро-славянская орда (80 тыс.) атаковали Константинополь с обеих сторон Босфора. Однако флот ромеев оказался сильнее кораблей Персии и Аваров, и союзники не смогли соединить свои силы.
Город оборонялся гарнизоном в 12 тысяч солдат, и возглавлял его патриарх Сергий лично. Во время осады греки совершали массовые богослужения и молили Бога о защите: град падал, побивая нападавших; поднявшаяся многодневная буря превратила в сколькую грязь землю под ногами осаждающих и разметала суда славян; внезапные заморозки побили растительность около Константинополя, лишив коней язычников питания. Всё это было для защитников города признаком заступничества Богородицы и серьёзно подточило моральное состояние сил аваров и персов. Не в силах захватить Константинополь, кочевники отступили от города, а персидское войско было разбито византийскими подкреплениями, ударившими в тыл Сасанидам.
В ответ на союз Аваров и Персии, Ираклий заключил союз с Хазарией. Хазары напали на Аварский Каганат и на земли Сасанидов на Кавказе. Одержав победу над силами персов в Азербайджане, союзное войско подошло к территориям нынешнего Ирака. Император немного изменил путь своего войска, пройдя через Тахт-е Солейман, чтобы погасить Великий Огонь Адур-Гушнапс. И эта святыня огнепоклонников была разрушена навсегда.
Одержав победу над огнепоклонниками, православное и хазарское войско двинулось к Ктесифону. Однако хазары вскоре покинули союзный стан, отказавшись вести долгий поход. Войско Ираклия дошло до Ниневии, где состоялась последняя битва Империи Сасанидов и православного воинства. Она закончилась полным разгромом персов, и разграблением предместий Ктесифона, дворцов шахов и резиденции Хосрова II.
Из-за многочисленных поражений персы свергли Хосрова II, провозгласив правителем его сына Кавада. Разгромленная Персидская Держава уступила Византии ряд территорий, выплатила огромную контрибуцию и вернула христианам украденные реликвии: Животворящий Крест, Губку и Копие- орудие страстей, множество икон, церковной утвари, мощей Святых и прочих реликвий.
Так был разгромлен сильнейший соперник Римской Империи и её наследницы- Византии. Удар, нанесённый Христовым войском под командованием Ираклия, оказался смертельным для Персии. Впрочем, эта война дорого обошлась и для Византии, основательно ослабив обе Империи перед лицом грядущих Арабских завоеваний.
Однако сейчас христиане одержали великую победу: огнепоклонники были разбиты, их «Великое Пламя» угасло, а Императора Ираклия объявили «новым Сципионом» за блестящие победы и за то, что легионы Империи сокрушили самого опасного врага Византии.
«Ликуйте Богу вся земля, служите Господеви в радости, выходите в сретение Его в веселии и знайте, что Бог есть Сам Владыка… Пал высокомерный богоборец Хосров! Пал и низвергся в недра земные, и истреблена с земли память его! Надменный и глаголавший неправду в гордыне… против Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, и Приснодевы Марии, погиб, нечестивец, с шумом» — послание Императора Ираклия в столицу после взятия Ктесифона.
21 марта 630 года василевс прибыл в Иерусалим. До тех пор ни один из императоров не посещал Святой Город. Встреча Ираклия была особенно торжественной, потому что он доставил в Иерусалим Животворящий Крест и вернул его на свое прежнее место на Голгофе в храме Гроба Господня.
«В день вступления в Иерусалим немало происходило там ликования. Раздавался голос плача и печали, лились слезы умиленного сердца у царя и знати, всех войск и жителей города. И никто не мог петь Господних песен от плачевного умиления. Царь водрузил Крест на своем месте, всю церковную утварь расположил по своим местам и роздал церквам и жителям города подарки и деньги на ладонь».
Установленный ранее праздник в честь Воздвижения Креста Господня с тех пор стал также днем памяти и о возвращении Животворящего Креста в Святой Город.
Так закончился Православный Крестовый Поход — победой над древним врагом, и торжеством Христианства над ордами язычников и огнепоклонников. Так были ослаблены древние Античные Империи, открыв дорогу Исламу и так началась эпоха религиозных войн, сотрясавших Европу долгие столетия. Борьбы Запада с Востоком, борьбы Креста с Полумесяцем. Так Античность уступала место Средневековью.
Автор: Владислав Жеколдин