Найти тему
музыкальный Хантер

'Memento Mori' от Depeche Mode: мутный свет в конце тоннеля с пришествием двух оставшихся

  • Альбом: Memento Mori (2023)
  • Исполнитель: Depeche Mode
  • Жанр: синти-поп, электроник-рок

Более четырёх десятилетий подряд участники британской группы Depeche Mode из Бэзилдона – кумиры нескольких поколений.

С одной стороны одна из успешных, известных и любимых групп мира. С другой – неформатное околоальтернативное электро с запросом на интеллектуальность в гитарных пассажах, так и оставшееся по прошествии лет преимущественно на любителя. При десятке золотых нетленок за пазухой и богатейшем наследии.

И если восьмидесятые были десятилетием взлёта, то девяностые стали для группы пиком и падением, которое едва не стоило распада: ушёл ключевой участник Алан Уайлдер из-за недооценённости вклада в музыку группы; солист Дэвид Гэан пережил клиническую смерть, а текстовик Мартин Гор и клавишник Эндрю Флетчер психические расстройства.

Закрепившись втроём после агонии, группа вошла в нулевые на расслабоне, на чилле в умиротворении, вновь покоряя стадионы и закрепляя своё место в истории переизданиями обширной дискографии.

Намёки на старость уже на первых промо-фото новой эры.
Намёки на старость уже на первых промо-фото новой эры.

С конца нулевых группа явно свернула не туда, и что-то пошло не так: альбомы стали вымученными и безликими, без узнаваемых мелодий; выпускались они по инерции, служа больше поводом для очередного тура. А музыка выглядела скупой и пустой. Поэтому, и не только, выезжало оставшееся трио больше на старом материале, в котором Уайлдер заслуживал особого признания, а новый без него был больше фоном.

Всё равно Personal Jesus, Enjoy The Silence, и другие хиты соберут кассу. И тем не менее надо отдать должное британцам, поскольку могли пойти лёгким путём фестивалей Дискотеки 80-х, даже вопреки своей неформатности, под фонограмму играя две своих главные песни.

Что касается авторства, в новом альбоме, то текстовик Гор впервые привлёк для себя кого-то стороннего. Wagging Tonque дуэтом с Гэаном, а сам Гэан вклад в альбом тоже внёс традиционно.
Что касается авторства, в новом альбоме, то текстовик Гор впервые привлёк для себя кого-то стороннего. Wagging Tonque дуэтом с Гэаном, а сам Гэан вклад в альбом тоже внёс традиционно.

...Биографию группы омрачила пандемия и смерть через пару лет Эндрю Флетчера. Как раз к этому времени были готовы песни, начали запоздало записывать очередной студийник; периодичность в четыре года впервые за 30 лет была нарушена. Также одни мировые события печально дополняли другие, повлияв на запись естественным образом.

Вопреки всем невзгодам альбом группа как всегда представила на предварительной пресс-конференции ещё до завершения записи, под конец 2022 года, огласив даты тура впервые за 25 лет без России. Последнее, увы, ожидаемо.

Задуманный ещё в начале пандемии, альбом не мог не остаться без влияния на остальных смерти Флетчера. Само название прямо напоминает нам о смерти, настораживая перед прослушиванием и во время. Потому что эта тема с обилием чёрно-белого охватывает каждую песню с избытком.

Да-да, много чёрного и белого.
Да-да, много чёрного и белого.

Незадолго до выхода большинство изданий уже успело окрестить будущий релиз лучшим у группы в ХХI веке, коего звания удостаивались чуть ли не все их последние релизы. Журналистский штамп долгожданное возвращение к корням мало кого впечатляет; это скорее вызывает улыбку. К тому же тенденция показала, что, если такие отзывы – бей тревогу, пиши-пропало; нет смысла слушать, ибо сколько можно тянуть эту лямку? И всё же, что по Memento Mori, с обложкой крыльев двух ангелов? Спойлер: всё печально.

Альбом открывает My Cosmose Is Mine, мешающая звук позапрошлого и лирику прошлого альбомов. Под лоу-файную электронику с перегрузом господин Гэан твёрдо заявляет, что его космос принадлежит ему, а господин Гор выражает усталость от событий в мире и отвечает на многочисленные вопросы недоумевающих российских фанатов а почему вы к нам не приедете, неужели лейбл не даёт такой возможности?.. Ну и где они были эти восемь много лет, тоже становится понятно.

В дальнейшем альбом местами пестрит чем-то интересным и одновременно отдалённым (больше звуковой начинкой), в худших традициях проседает, и к середине снова обретает любопытную стать, проваливаясь под конец будто бесследно. Кстати, вторая половина вышла сильнее первой и претендует на нечто классическое, послушайте.

Заглавный сингл Ghosts Ahain впервые представляет нам Depeche Mode уязвимым дуэтом. Светлая грусть, капля радости, лёгкая печаль и смиренная скорбь впервые вдвоём. По отзывам многих это лучший старт группы лет за 18. Гэан как всегда статен и красив, Гор как всегда стареет каждогодно, режиссёр Корбейн отлично оформляет визуал. Пожалуй, самая попсовая песня релиза по настроению и структуре, чуть ли не единственная выделяющаяся, тоже на классику претендующая.
Заглавный сингл Ghosts Ahain впервые представляет нам Depeche Mode уязвимым дуэтом. Светлая грусть, капля радости, лёгкая печаль и смиренная скорбь впервые вдвоём. По отзывам многих это лучший старт группы лет за 18. Гэан как всегда статен и красив, Гор как всегда стареет каждогодно, режиссёр Корбейн отлично оформляет визуал. Пожалуй, самая попсовая песня релиза по настроению и структуре, чуть ли не единственная выделяющаяся, тоже на классику претендующая.

Продюсер Джеймс Форд, которого группа выбрала вновь после предыдущего Spirit, в этот раз дал группе добро на менее компактное по количеству песен содержимое: помимо 12 песен минимум 5 не вошли, и как в старые добрые времена включатся в синглы. Дань би-сайдам отдают и ныне.

В то же время сам Форд с оставшимся дуэтом сохранил свою любовь к перегруженным грувам, периодическому отсутствию мелодий и ревебрациям, далеко не качественный продакшн, коего не хватает. Увы, зачастую получается такой же сумбур вместо музыки. Присутствие продюсера несильно спасает, иногда даже идёт в ущерб.

Что сказать, слитый в сеть за три дня до официального релиза Memento Mori страдает теми же болячками, что предыдущие полноформатники: отсутствие бриджей, либо их контраст на фоне остальной песни, недоделанность аранжировок, монотонность, местами излишняя простота и предсказуемость, которая обосновывает то, что ожидать чего-то особенного не стоит, как и последние 15 лет в целом.

Мда.
Мда.

Да, здесь есть интересные находки и боевички, но этим данная серость и заканчивается. Вселенная не содрогнулась. Холодный индастриал с привкусом металла проходит мимо, и только.

Да, господин Гор впервые нормально спел песню, а не наделил её привычными скрежетами и завываниями но разве этого достаточно?

Да, господин Гэан по-прежнему в вокальном плане узнаваем и тащит основные треки, но здесь его всё больше сносит в сторону его любимого проекта Soulsavers.

И да, особой разницы – с Флетчером или без, – вряд ли бы ощутилось. Это тоже расстраивает, хотя творческая реакция на происходящее вполне естественная и понятная.

...С другой стороны от музыки последних десятилетий помимо какой-то недосказанности и недоделанности веет свежестью, а игра голосом-вокалом давно вышла на передний план, обрамляясь робкой электроникой (да, Depeche Mode в первую очередь про неё, а рок всегда стоял чуть дальше или его не было вообще).

В целом, ничего особенного. Нам снова явили набор демок, среди которых сложно что-то конкретное выделить, назвать выдающимся или зафиксировать, заострив своё внимание.

Отсылка к World In My Eyes – любимой песне покойного Флетчера. Его тень с нами, смотрите.
Отсылка к World In My Eyes – любимой песне покойного Флетчера. Его тень с нами, смотрите.

...На, самом деле по прошествии десятилетий, когда за пазухой остались как успешные, так и провальные альбомы, сформировавшемуся британскому дуэту сложно что-то предъявить, даже не надо. Группа вопреки своей уязвимости и всему остальному, плывёт неспеша по течению, сохраняет себя, свой узнаваемо выдержанный стиль, оставаясь так же далёкой от мейнстрима, как мейнстрим далёк от неё. И возраст этому не преграда, скорее вынужденное дополнение.

Очередной альбом, который уже породил восторженные дебаты в стиле ну и что, что ты фанат с многолетним стажем, и тебе не понравилось, слушать надо на высококачественной аппаратуре с закрытыми глазами, традиционно не несёт в, себе революцию, как и предыдущий, который субъективно был одним из лучших.

Впрочем, дело вкуса; каждый, сам оценивает, а народу в целом нравится, и это хорошо. А хэштег #вернитеАлана актуальность вряд ли скоро потеряет.

...Открытым остаётся вопрос: что дальше будет с Depeche Mode, и последний ли это альбом? Ответы вряд ли заставят себя долго ждать.

Помни о смерти. (с)

Счастливо.

ВКонтакте | Spotify | Youtube | Apple Music

-8
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.

Телеграм-канал #музРельеф