В Израиле я познакомился с одной супружеской парой. Они оказались обаятельными людьми и поехали вместе с нами на Мертвое море. На четвертый или пятый день женщина вдруг предложила нам с женой поехать на экскурсию.
— Экскурсия потрясающая, — тараторила она. — Там в пустыне воссоздаются события, происходившие много тысяч лет тому назад. Все возвращаются в полном восторге.
И вот мы садимся в автобус, который поворот за поворотом начинает подниматься вверх от Мертвого моря. Я смотрю на розово-фиолетовую пелену, опустившуюся на горы Иордании за зеркалом Мертвого моря.
«Интересно, — думаю я, — фактически одна и та же религия, разделившаяся на иудаизм и мусульманство, и две территории, разделенные Мертвым морем. Одна земля — две разные территории. Если их народы не найдут общего языка, мертвым станет не только море, но и его окрестности. Но чтобы найти этот общий язык, нужно вернуться к Богу.
Когда люди утрачивают Божественное, они перестают понимать друг друга. Притча о Вавилонской башне отражает именно этот процесс. Причем этот конфликт двух половинок, теряющих любовь, наблюдается и в христианстве. И не случайно, что католичество и православие даже рождение Основателя христианства празднуют в разное время».
Я посмотрел в окно. Была ночь. Автобус, освещая пространство дороги, приближался к месту назначения.
«Интересно, — думал я, — как все сжато в Израиле. Я нахожусь в том месте, где была продемонстрирована модель гибели нашей цивилизации. К этому идет сейчас весь Запад. Грех уже не только поглощает все, его просто оправдывают. Грех, по выражению одного из православных лидеров, становится модным.
Запад деньги и плоть ставит выше любви, поэтому жизнь там медленно угасает и вырождается. Восток духовность и принципы ставит выше любви, поэтому стремится к быстрому уничтожению других и к самоуничтожению. Трудно сказать, что лучше.
В последние годы появляется все больше людей, желающих в угоду какой-либо идее истребить весь мир. Фашизм и социализм были из той же серии. Россия пережила катастрофу социализма и сейчас мучительно выбирается из катастрофы западной демократии. Значит, у нее есть шанс на срединный путь, который без нравственности, любви и веры в Бога невозможен».
Я задумываюсь, глядя на проплывающие мимо силуэты скал. Автобус мягко снижает ход и останавливается.
— Как называется это место? — наклоняюсь я к приятелям.
— Масада. Здесь была древняя неприступная крепость. Ее осада длилась несколько лет. Все ее защитники погибли. Сейчас нам обо всем этом расскажут, пойдем на выход.
Мы вместе со всеми стали протискиваться к выходу из автобуса. Когда мы вышли и осмотрелись, то увидели ряды деревянных скамеек, амфитеатром спускавшиеся вниз. Прямо перед нами возвышалась огромная скала, стоявшая отдельно, возле горного массива. Огромная насыпь соединяла ее середину с самим массивом. Оказывается, эта насыпь была рукотворной. После иудейского восстания 72 года римские легионы смели с лица земли Иерусалим, и на всей территории Израиля осталось лишь одно место, где мятежники не были сломлены. Это была Масада.
Породы в этом месте рыхлые, в горе скапливалась вода, и недостатка в ней у жителей крепости не было. Провианта здесь было запасено на много лет вперед. Взять штурмом эту крепость римляне не сумели. Тогда они решили заполнить насыпью огромный ров между скалой и горным массивом. Но защитники крепости сбрасывали камни и убивали тех, кто подвозил сюда грунт.
Тогда римляне пригнали сюда пленных евреев и под страхом смерти заставили их возводить насыпь. Защитники не могли убивать собратьев и лишь молча наблюдали за работой.
Около двух лет воздвигалась эта насыпь, но, когда римляне ворвались в крепость, они не встретили сопротивления. Женщины, дети, старики, воины — все были убиты. Всего около тысячи человек. И лишь спрятавшаяся и оставшаяся в живых старуха поведала, в чем дело.
Из этой тысячи были выбраны пятьдесят человек, и каждый из них убил около двадцати жителей крепости. Затем выбрали десятерых, которые убили оставшихся сорок. Затем выбрали двоих, которые убили оставшихся восьмерых, а затем они убили друг друга.
Я не помню, в каком аспекте подавались эти события — в положительном или отрицательном, я видел одно: принципы и идеалы оказались важнее жизни. Духовность была поставлена выше любви. Когда воин в бою погибает, защищая кого-то, это спасение любви, хотя жизнь разрушается. Когда женщина и мужчина убивают себя ради поклонения желаниям и идеалам, это отречение от любви при разрушении жизни.
Ромео и Джульетта покончили с собой, поклоняясь чувственности. Шекспир одним из первых заметил эту тенденцию, которая потом начала истреблять западное общество. А перед этим были Содом и Гоморра. Защитники Масады покончили жизнь самоубийством из-за привязанности к таким понятиям, как духовность, честь и достоинство. Их унижения они принять не смогли.
Что будет дальше? По какому сценарию будет разворачиваться гибель современной цивилизации — по западному или по восточному? Или маленькая модель человечества — Россия — сумеет на своей территории объединить народы и религии и нащупает путь к спасению?..
С.Н.Лазарев Диагностика кармы. Книга 12. Жизнь, как взмах крыльев бабочки.