Найти в Дзене
Размышляхи

Польза и вред идеала

В этой статье я поразмышляю на тему, что такое духовные ценности и нравственные идеалы, и какую они играют роль в жизни человека и общества. ___ Человеческая жизнь ценна и прекрасна своим фактом существования, сама по себе. Для того, чтобы радоваться жизни, не нужны особые какие-то условия и приспособления. И казалось бы, живи и радуйся! Но, к сожалению, происходит так, что человек, отрываясь от природы, нередко теряет и саму способность непосредственно радоваться и наслаждаться жизнью безусловно. Почему так получается? Почему в процессе социализации теряется или вовсе затухает эта природная, естественная способность?  Чтобы стать человеком, нужно жить среди людей. А это значит, что мы учимся быть людьми друг от друга, общаясь друг с другом. Это также значит, что для урегулирования общественных отношений нужны какие-то определённые нормы и правила, какие-то нормы и границы. И это есть то основание, на котором и произрастают духовные ценности и нравственные идеалы. Что же такое цен

В этой статье я поразмышляю на тему, что такое духовные ценности и нравственные идеалы, и какую они играют роль в жизни человека и общества.

___

Человеческая жизнь ценна и прекрасна своим фактом существования, сама по себе. Для того, чтобы радоваться жизни, не нужны особые какие-то условия и приспособления. И казалось бы, живи и радуйся! Но, к сожалению, происходит так, что человек, отрываясь от природы, нередко теряет и саму способность непосредственно радоваться и наслаждаться жизнью безусловно.

Почему так получается? Почему в процессе социализации теряется или вовсе затухает эта природная, естественная способность? 

Чтобы стать человеком, нужно жить среди людей. А это значит, что мы учимся быть людьми друг от друга, общаясь друг с другом. Это также значит, что для урегулирования общественных отношений нужны какие-то определённые нормы и правила, какие-то нормы и границы. И это есть то основание, на котором и произрастают духовные ценности и нравственные идеалы.

Что же такое ценность? 

Это есть то, что мы ценим, а значит, и бережем, а значит, и соблюдаем.

Здесь всё более-менее очевидно, хотя тоже можно порассуждать о том, как по-разному это может реализовываться в действительности.

А вот по поводу идеалов, для меня лично, вопросов намного больше. Основное значение слова "идеально" — это то, что нереально. И тут вот встаёт вопрос, насколько достижимо нереальное? Если оно недостижимо, то не является ли это источником глубоких разочарований для тех, кто попробовал и надорвался? Насколько счастлив и удовлетворён жизнью тот, кто решился этому посвятить свою жизнь без оглядки?

Возможно, такая постановка вопроса покажется, на первый взгляд, провокативной, но всё же это только первая ступень моих размышлений. Следующая — именно в том, что идеал как постановка цели для коллективного развития, конечно же, необходим. Но также нужны и обдуманные индивидуальные усилия каждого по тому, как именно применить его в своей жизни, то есть здесь располагается огромное поле для творческого и вдумчивого применения и внедрения этих ценностей и идеалов (целей) в реальность. Наличие такого общего поля ценностей и идеалов помогает очень разным людям сориентироваться в том, как соблюдать правила "общежития" (или "правила общего жития") друг с другом. Так возникают и юридически-правовое поле, и государства, и законы. Причём, если законы юридические призваны очертить границы конкретных поступков людей, то нравственные законы, которые зиждятся на духовных ценностях, являются путеводной звездой в мире отношений человека с окружающими людьми, а также с Богом. 

Все достаточно образованные люди знают основной категорический императив Имануила Канта: "Не делай другому того, что не хочешь, чтобы он сделал тебе". Сейчас это считается золотым правилом нравственности или основой для всех нравственных законов. Но и здесь ведь тоже есть поле для размышлений.

Кантом очерчено то, что не нужно делать...

Но возникает логичный вопрос, а что же можно и нужно делать?

Следует ли из этого, что нужно делать для другого то, что хочешь, чтобы сделали тебе?

А вот тут большая загвоздка! И слава Богу, Кант ничего такого не утверждал. Далеко не всё то, что я хочу сам(а) для себя, точно также хотят и другие люди для себя.

Вспомнилась шутка: "Догнать и причинить добро".

Тут как раз одна из граней темы вреда насаждения своих представлений об идеале.

Вот тут, в этом самом месте, в общем-то, и нужно договариваться. Здесь нужен ДИАЛОГ. Тут нужны разговоры, переговоры и та самая ВСТРЕЧА. Вот здесь и начинают "работать" те самые законы, ценности, рамки, правила и границы. В этом месте и есть та самая точка роста, развития и точка применения морали, нравственности и идеалов. Это и есть тот самый духовный процесс, в котором живёт как дух, так и душа каждого отдельно взятого человека, так душа (культурное поле) целых народов, общественных формаций и государств. Это и есть то самое живое звено, соединяющее человека и общество воедино и оживляющее их в процессе самореализации и самопроявления. И вот именно поэтому существование такого идеала необходимо, потому что это есть вечный и нетленный ориентир, это есть та зона для бесконечного развития, ведь деградировать всегда проще, чем расти и развиваться. А для роста и развития нужен идеал как направления движения. И прекрасно, когда это и есть духовный идеал, возвышающий душу и дающий надежду на то, что даже с физической смертью жизнь, рост и развитие души не заканчиваются. Вера в это избавляет от многих страхов, страданий и прибавляет сил для движения по пути претворения в жизнь человека и общества духовных ценностей и нравственных идеалов. 

____

Ещё мои статьи на схожие темы тут:

Философское

____

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить выход следующих статей!