Найти тему
Мадам Абрау

Израненное великолепие, уходящая натура. То, что не показывают туристам: Старое Абрау-Дюрсо

Здесь почти нет туристов, сюда совсем не водят экскурсии. Я люблю здесь гулять даже больше, чем по набережной. Старое Абрау-Дюрсо, израненное великолепие, уходящая натура.

Ах, каким блестящим было его рождение! Много ли провинциальных рабочих поселков, построенных именитыми петербургскими архитекторами, вы знаете?

Но обо всем по порядку и, как водится, начнем с разоблачения мифов.

Миф: Лев Голицын — основатель Абрау-Дюрсо.

Нет.

25 ноября 1870 года император Александр Второй подписывает "именное царское повеление об учреждении нового особого удельного имения" — так начинается история нашего поселка.

Управлять имением было поручено генералу Дмитрию Васильевичу Пиленко, первому начальнику Черноморского округа. Именно он начинает отстраивать поселок, и именно генерала Пиленко можно по праву считать его основателем.
Дмитрий Васильевич Пиленко — первопроходец Абрау-Дюрсо
Дмитрий Васильевич Пиленко — первопроходец Абрау-Дюрсо

Дело шло не быстро.

В 1880 году, через 10 лет после основания имения, здесь побывала ученый-археолог графиня Прасковья Сергеевна Уварова. Уникальная не только для своего века, но и по сегодняшним меркам женщина: ученый, этнограф, археолог, коллекционер, почетный член Петербургской Академии наук. При этом – статс-дама, мать шестерых детей. И просто красавица.

Вот, что она писала в своих заметках:

“Весь поселок состоит из домиков смотрителя и винодела, построенных старанием прежнего начальника отдела Пиленко, весьма красиво,

в виде мингрельских домиков, с балконами и красивою террасою, да кроме того из высокой постройки, с подвалом в нижнем помещении и станками для выжимки винограда наверху.”

Графиня Прасковья Уварова — ученый и просто красавица
Графиня Прасковья Уварова — ученый и просто красавица

На моей экскурсии «Абрау-Дюрсо: не только шампанское. История и легенды древней земли» я покажу вам один из этих «домиков» (к сожалению, реплику, к счастью, очень хорошую реплику) и «высокую постройку с подвалом» (чудом полностью сохранившуюся). Вот она, кстати, на старом фото.

Первый винный подвал Абрау-Дюрсо. Фото из музея "Абрау-Дюрсо"
Первый винный подвал Абрау-Дюрсо. Фото из музея "Абрау-Дюрсо"

Да.

Голицын — фигура для Абрау-Дюрсо культовая, хотя ему почему-то любят приписывать чужие заслуги, но умалчивают о его собственных.

Князь Лев Сергеевич Голицын не основатель Абрау-Дюрсо, он принимает имение только через 21 год — в 1891 году, но именно с его приходом наступает расцвет имения и здесь возникает полноценный поселок.

Не его помнят в Абрау-Дюрсо как Великого Шампаниста, но это он привозит сюда первых французов, чтобы те подтвердили — если в России и производить шампанское, то только в Абрау-Дюрсо.

Князь Голицын не основывал Абрау-Дюрсо и не владел им, но...
Князь Голицын не основывал Абрау-Дюрсо и не владел им, но...

С приходом Голицына прокладывается шоссейная дорога и телефонная связь до Новороссийска, одновременно со строительством завода и закладкой тоннелей начинается строительство «новой усадьбы».

«Новая усадьба» («старая» — немногочисленные строения в районе современного отеля «Империал» была забракована из-за близости к воде, сырости и «размножения микробов»). Новую возводят на горе, прямо над подвалами завода. Сейчас этот район Абрау-Дюрсо так и называется «Горка».

Голицын подошел к делу крайне основательно.

Для разработки проекта застройки был приглашен Виктор Александрович Шрётер — старший архитектор удельного ведомства, главный архитектор дирекции Императорских театров (помимо реконструкции Мариинки, драматические театры в Иркутске и Нижнем Новгороде, оперные театры в Тбилиси и Киеве — его проекты).

Виктор Александрович Шрётер — старший архитектор удельного ведомства, главный архитектор дирекции Императорских театров и... Абрау-Дюрсо
Виктор Александрович Шрётер — старший архитектор удельного ведомства, главный архитектор дирекции Императорских театров и... Абрау-Дюрсо

Практичный, как и все немцы, Шрётер любил «строить солидно, а вместе с тем экономно» (цитата). Любимый стиль — «кирпичный», когда в оформлении фасадов используется обожженный кирпич и естественный камень.

Вот один из его известных проектов — дом Штрауса на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Доходный дом купца В.Ф. Штрауса в Санкт-Петербурге — архитектор В.А. Шрётер
Доходный дом купца В.Ф. Штрауса в Санкт-Петербурге — архитектор В.А. Шрётер

А вот дом, ставший визитной карточкой Абрау-Дюрсо. «Шампанский» дом, дом шампанистов, дом для подвальных рабочих — это все он, заброшенный с 1985 года, но чудом избежавший перестроек, единственный полностью сохранившийся в Абрау-Дюрсо проект Шрётера.

"Шампанский дом" — история, красота и боль Абрау-Дюрсо
"Шампанский дом" — история, красота и боль Абрау-Дюрсо
По замыслу же архитектора весь поселок должен был быть застроен в едином стиле: и производственные здания, и социальные, как сейчас скажут, объекты, и жилая застройка.
Завод тихих вин (сейчас — исторический комплекс, где проводят экскурсии)
Завод тихих вин (сейчас — исторический комплекс, где проводят экскурсии)

Еще раз повторю то, чем не устаю восхищаться: в конце 19 века рабочий поселок застраивается комплексно. То есть так, как до сих пор в Краснодарском крае не от всех застройщиков жилых массивов добились: с больницей и церковью-школой.

Панорама Горки рубежа XIX-XX вв. На первом плане справа школа-церковь. Фото nvrsk-kostomarovo.ru
Панорама Горки рубежа XIX-XX вв. На первом плане справа школа-церковь. Фото nvrsk-kostomarovo.ru

Больница была открыта в 1891 году, а в 1895-м для нее строится каменное здание.

Цитата из отчета о состоянии дел в имении: «В этом здании поместились 8 кроватей для больных мужчин, 2 для женщин, и одна запасная комната для тяжелых больных, требующих изоляции затем аптека, помещение для амбулаторного приема, ванна, квартира фельдшера (в нижнем этаже) и помещение для прислуги». Еще надо добавить, что лечение для рабочих имения было бесплатным, за казенный счет.

Больница Абрау-Дюрсо, 1914 год
Больница Абрау-Дюрсо, 1914 год

В 1907-м возводится инфекционный изолятор.

Оба здания сохранились в более или менее узнаваемом виде во многом из-за того, что они никогда не меняли назначения — здесь всегда была больница. Сейчас это горбольница № 2 Новороссийска.

Намного меньше повезло зданию церкви-школы, о котором я рассказывала здесь. Сейчас оно практически неузнаваемо и ничем не привлекает взгляд. Но хотя бы получило статус памятника, что теоретически должно уберечь его от полного уничтожения.

Церковь-школа Абрау-Дюрсо. Было...
Церковь-школа Абрау-Дюрсо. Было...
стало...
стало...

Судьба жилой застройки совсем печальна.

Таким, например, был первый «французский дом», где до постройки в 1913 году нынешнего, жил Дравиньи.

Виктор Дравиньи и первый "французский дом"
Виктор Дравиньи и первый "французский дом"

Его уже нет, а брат-близнец сейчас выглядит так.

Изуродованная историческая застройка Абрау-Дюрсо
Изуродованная историческая застройка Абрау-Дюрсо
Сменяющие друг друга эпохи: гражданская, Великая Отечественная, «сухой закон» и дикие 90-е, — все пронеслись над Горкой, все оставили свой след.

Были взлеты. В 1928-м в Абрау-Дюрсо родилось «Советское шампанское». Символом расцвета тех лет стала помпезная лестница, ведущая от завода на Горку — видимо, по замыслу создателей каждый рабочий завода, идя на работу и обратно, должен был чувствовать себя привилегированным классом. По воспоминаниям старожилов строили ее с 1935 по 1938 год два брата-артельщика.

Старая "счастливая" лестница в Абрау-Дюрсо, начало 60-х гг XX в. Фото ok.ru
Старая "счастливая" лестница в Абрау-Дюрсо, начало 60-х гг XX в. Фото ok.ru

На Яндекс-картах лестница обозначена как «счастливая». Так как ни в исторической, ни в краеведческой литературе, ни в воспоминаниях местных жителей топоним не встречается, полагаю, что это коллеги-экскурсоводы постарались ее так наречь.

Она же начало 20-х гг XXI века.
Она же начало 20-х гг XXI века.

Как бы то ни было, лестница совершенно волшебная. Мне довелось застать ее до реконструкции вот такой готичной и загадочной. Упадок? Безусловно, но какой живописный.

Артефакты старой лестницы
Артефакты старой лестницы

Когда в прошлом году лестницу начали реконструировать, появилась надежда на восстановление былого великолепия — всех этих амфор с нимфами, но, увы. Внизу, где туристы, вазоны восстановили и хватит. К счастью, тумбы с виноградом воссоздали достоверно, и то, что сохранилось от старой лестницы, рушить не стали.

2022-й год
2022-й год

Приходите на экскурсию, пройдем с вами все ее 286 ступеней, увидим подлинные артефакты и единственный сохранившийся фонарный столб.

«Второй волной» ренессанса советского Абрау-Дюрсо стали послевоенные годы. Практически полностью разрушенный завод было решено не только восстановить, но и построить здесь город, подобный античному, создать подлинный храм виноделия.

Таким видели послевоенное Абрау-Дюрсо архитекторы В.Г. Верещагин и М.А. Прудников. Иллюстрация из книги  "Абрау-Дюрсо. 150 лет на светлой стороне истории"
Таким видели послевоенное Абрау-Дюрсо архитекторы В.Г. Верещагин и М.А. Прудников. Иллюстрация из книги "Абрау-Дюрсо. 150 лет на светлой стороне истории"

Проект 1945 года архитекторов В.Г. Верещагина и М.А. Прудникова впечатляет, конечно. Особенно похожее на античный храм здание на том месте, где… где когда-то стоял первый дом Великого Шампаниста.

Но ушла эпоха сталинского ампира, финансирование сократили, проект упростили, хотя и в этом виде он прекрасен.

Что-то из грандиозного проекта реконструкции воплотить все же удалось. Второй фасад завода тихих вин
Что-то из грандиозного проекта реконструкции воплотить все же удалось. Второй фасад завода тихих вин

Прекрасна и органична и послевоенная застройка Горки, уже покрытая патиной.

Послевоенная двухэтажная застройка Абрау-Дюрсо
Послевоенная двухэтажная застройка Абрау-Дюрсо

С середины 80-х до середины нулевых Абрау-Дюрсо переживает кризис, столь же разрушительный, как и война, беспощадный к винограду, вину, заводу, людям.

Надругался он и над Горкой: разрушается старая лестница, самопальными пристройками и «благоустройством» варварски уродуется шрётерская архитектура.

Ветшает великолепный памятник на братской могиле, его сносят, отметив место кладбищенскими плитами, совершенно нечитаемыми.

Этого памятника на братской могиле сельчан больше нет
Этого памятника на братской могиле сельчан больше нет

В 2006-м Абрау-Дюрсо попадает в сферу интересов Бориса Титова, завод возрождается, вокруг него формируется со вкусом, «по-европейски» (Дравиньи бы понравилось), спроектированная туристическая зона, а Горка…

А Горка продолжает ветшать, Горку продолжают уродовать, причем, не «москвичи» (местный собирательный образ бизнеса и среднего класса, активно строящего в Абрау-Дюрсо отели и жилье), а свои же.

Поруганная архитектура Шрётера. 2023-й год
Поруганная архитектура Шрётера. 2023-й год

Здесь можно возразить, дескать, все старые центры городов ценят именно за живописное нагромождение пережитых эпох. Нагромождение эпох у нас есть, живописное?

Приезжайте, походим, поговорим.

P.S. Дом шампанистов выставлен на конкурсную продажу с условием реконструкции и размещения там музея антропологии, этнографии и естественной истории Абрауского полуострова. Там будет и про амазонок и про влюбленных из Дюрсо и про Боспорское царство.

В 2022-м году принято решение о строительстве в Абрау-Дюрсо туристического кластера с заявленным объемом инвестиций в 15 млрд рублей. Про Горку там ничего нет, в территорию, определенную проектом как «Старый город», она не вошла.

Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много информации об Абрау-Дюрсо, которая не войдет в экскурсию, и о том, как сделать время, проведенное на Черноморской Ривьере незабываемым:
· когда приезжать в Абрау-Дюрсо
· что надо обязательно посмотреть в Абрау-Дюрсо
· что делать в Абрау-Дюрсо осенью, зимой, весной, летом
А я всегда рада буду встретиться с вами и познакомиться лично на одной из своих экскурсий, звоните +7 964 230 06 00.

#абраудюрсо #легендыабрау #ахабрау #гидабраудюрсо #экскурсииабраудюрсо #мадамАбрау

Приезжайте, походим, поговорим!
Приезжайте, походим, поговорим!

В статье использованы фото fondabrau.ru.