Пятница, дорогие читатели, примчалась к вам вместе с этой статьёй о бело-голубом фарфоре😉
Но вначале небольшое вступление (или отступление?):
Знала ли я о том, что открываю ящик Пандоры, публикуя первую статью о фарфоровом саде цветов 18-го века...
Потом были и другие статьи
..а вы, драгоценные читатели, всё просили меня написать о русском фарфоре. Но как же о нём писать, не добравшись до истоков?
Как писать о Гжели, без упоминания о китайском фарфоре? Как рассказывать о фарфоровом производстве России дореволюционной без упоминания о Мейсене, где впервые был разгадан секрет фарфора?
А ещё и необходимо добавить, что фарфор - не так хрупок, как это многие себе представляют. Следует различать фаянс, фарфор, майолику - всё это виды керамики. Среди которых фарфор - драгоценный материал.
Но! Пора вернуться к теме статьи - этому фантастическому сочетанию цвета на драгоценном фарфоре, который захватил умы и сердца людей всего мира!
Представьте себе такую картину: новый белый фарфор, прибывший с Востока, чья поверхность почти, как драгоценный камень в своей белизне и полупрозрачности украшена ручной росписью цвета кобальта! Это было волнующее появление 200 лет назад. И коллекционеры фарфора словно немного сошли с ума, раскупая предметы с бело-голубым узором!
Сначала торговля голубым и белым китайским фарфором была сосредоточена вдоль Шелкового пути, а также с Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией. Но к началу 16 века Португалия установила прямой контакт с Китаем и начала участвовать в торговле шелком, чаем, серебром, фарфором и перцем.
В то время как синий и белый цвета фактически использовались в Китае и на Ближнем Востоке, по прибытии в Европу их красота и экзотика вызывали такое восхищение, что они быстро приобрели статус объекта искусства.
Экзотические бело-голубые изделия шествовали по Европе 16-го и 17-го веков подобно яркому карнавалу, которое началось на юге Китая, где ремесленники обнаружили химическое родство между своим ценным фарфором (сделанным из местного сырья). полученный и очень желанный каолин) и оксидом кобальта (единственный пигмент, выдерживающий высокие температуры обжига фарфора).
С появлением синего кобальта из Персии, китайские гончары разработали технику росписи корпуса из белого фарфора узорами из кобальта и глазурования поверх прозрачного покрытия, которое обжигалось при высоких температурах, обеспечивая керамике с длительный срок службы.
Ученые согласны с тем, что, хотя более ранние эксперименты с кобальтом в Китае и персидской керамике действительно существуют, технические разработки династии Яун и искусное украшение были действительно инновацией, которая превзошла все другие усилия.
Имитация бело-голубого фарфора создавалась практически с самого начала, как только он появился, люди попадали под его чары и пытались воспроизвести эффект с помощью материалов и техник, доступных отечественным гончарам.
Имитация синего и белого производилась в:
- Вьетнам к концу 1300-х годов
- Османская империя к концу 1400-х гг.
- Пуэбла, Мексика, конец 1500-х гг.
- Япония ко второй половине 1600-х гг.
- Голландия к 1620-м годам
Некоторые из этих имитаций приобрели ценность сами по себе, отклоняясь в творчестве и дизайне настолько, что приобрели собственный, оригинальный стиль.
Целью многих было копирование. Даже внутри самого китайского производства фарфор изготавливался для воспроизведения более ранних стилей как дань уважения.
У нас же с вами, драгоценные читатели, сине-белое сочетание на керамике крепко связано с Гжелью 😊
Со временем и развитием технологий ручную роспись заменила печать:
Это подводит нас к интересным и давним спорам о том, репродукция это или подделка… что такое дань уважения, а что обман?
Современные мастера, вдохновлённые фарфором прошлых столетий тоже внесли свою скромную лепту, листайте галерею:
Продолжение следует! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые сокровища, которые появятся в "Малахитовой шкатулке"😉