Найти тему
Афанасий-бизнес

Верховный суд смягчил ответственность за торговлю дешевыми подделками

Верховный суд РФ рассмотрел дело о контрафактных очках Chanel и Dior и пришел к выводу, что за недорогие подделки убытки правообладателя нельзя взыскивать по стоимости оригинальной продукции. Об этом сообщает «Коммерсант».

ВС рассмотрел дело об убытках за продажу контрафактных товаров. В апреле 2019 года предпринимательница из Пятигорска была привлечена к административной ответственности за продажу шести пар поддельных очков Chanel и Christian Dior, контрафакт она должна была уничтожить. Правообладатели – Chanel SARL (Швейцария) и Christian Dior Couture S.A. (Франция) – потребовали с ИП 125 тыс. руб. убытков в качестве упущенной выгоды, исходя из того, что одна контрафактная вещь вытесняет с рынка одну единицу оригинальной продукции, то есть рассчитав убытки как за шесть пар оригинальных очков.

Арбитражные суды трех инстанций удовлетворили иск, однако предпринимательница обжаловала это в Верховном суде, поскольку посчитала, что взыскание убытков в таком размере несправедливо и несоразмерно ответственности. ВС отменил все решения и отправил спор на новое рассмотрение.

Согласно разъяснениям ВС, возмещение убытков «носит компенсационный характер и направлено на восстановление имущественного положения потерпевшего лица». А упущенная выгода возмещается, если получению дохода помешали неправомерные действия ответчика. То есть истец должен доказать, что только из-за этих действий он не смог получить выгоду.

В то же время, ВС отметил, что суды не разобрались в том, мог ли покупатель понимать, что покупает товар не у правообладателя, и не учли, что ИП из Пятигорска и компании из Швейцарии и Франции не конкурируют на одном и том же рынке: нарушитель продает очевидно неоригинальные товары престижных брендов другому классу потребителей. А компании-правообладатели не доказали, что из-за контрафактных товаров напрямую потерялись тех клиентов, которые были бы готовы купить оригинал.

Чтобы взыскать упущенную выгоду, суд должен, в том числе, учесть, что неполученный доход правообладателя не будет прямо зависеть от количества подделок.

Юристы отмечают, что ранее нередко суды рассчитывали убытки за подделки по принципу «один к одному», но сейчас поход может измениться. Позиция ВС может стать причиной того, что правообладатели будут требовать не возмещения убытков, а компенсации, что проще, но, как правило, составляет меньшую сумму: это, как правило, либо двукратный размер стоимости подделок, либо установленная законом сумма от 10 тыс. до 5 млн руб.

По мнению экспертов, такое смягчение ответственности продавцов явного контрафакта может привести к тому, что дешевых подделок в России станет еще больше.