Найти тему
образуйся сам

Советские подходы в подготовке стартаперов, переосмысление идей А.С. Макаренко

Оглавление

К статье о некоторых особенностях финского образования получил много комментариев об уникальном наследии отечественных педагогов, поэтому еще раз решил вспомнить и поразмышлять над ключевыми идеями. Выбор пал на Антона Семеновича Макаренко. На государственном экзамене, конечно, слышу ответы выпускников с заслугами педагога, но решил освежить знания в памяти. Даже посмотрел фильм “Педагогическая поэма”, что хочу сказать: “Впечатлён!” Еще не понял, почему, но в некоторых фрагментах фильма на глазах выступали слезы. Или я действительно проникся, или это начинающийся грипп дает о себе знать. Ком к горлу подступал, когда я видел, как воспитанники понимали своего учителя и демонстрировали уважение к педагогу. Фильм о создании коммуны для трудных подростков в условиях послереволюционной страны.
Сегодня хочется соотнести труды советского педагога с практикой современного обучения.

Фрагмент 2-й минуты фильма дал понять, что картину стоит посмотреть, скриншот с сайта https://www.youtube.com/watch?v=NYiR8Csbfog
Фрагмент 2-й минуты фильма дал понять, что картину стоит посмотреть, скриншот с сайта https://www.youtube.com/watch?v=NYiR8Csbfog

Подходы Антона Семеновича мне особенно откликнулись в части подготовки проектных команд по инженерному и it-направлению в нашем технопарке. Как обычно, выделю наиболее актуальные идеи, которые работают в условиях современного образования.

Развитие и обучение в коллективе

Одной из ключевых идей Макаренко является обучение и воспитание личности в коллективе. В фильме “Педагогическая поэма” это очень наглядно продемонстрировано. Идея очень хорошо прижилась в советской педагогике в условиях работы общественных детских и молодежных движениях. Согласен, нельзя недооценивать влияние коллектива на личность. Сегодня эти механики используются в формировании высокомотивированных проектных команд, которым предстоит участвовать в конкурсах, обучаться на интенсивных образовательных сменах. Коллектив, как самообразующийся организм, который либо привлекает и принимает новых участников, либо отвергает их.

Для ребят технопарка мы тоже организуем образовательные интенсивы и конкурсы, это фото с "Битвы роботов"
Для ребят технопарка мы тоже организуем образовательные интенсивы и конкурсы, это фото с "Битвы роботов"

Общая цель

Одним из значимых условий формирования коллектива(команды) является сильная общая цель. Эта цель должна быть по “смарту”. Значимой для каждого, ограниченной во времени, актуальной, измеримой и достижимой. Хотя, думаю, цель даже может граничить с мечтой! Для своих воспитанников Антон Семенович, находил каждый раз новые, практически неосуществимые цели, но цели достигались всем коллективом и вдохновляли. Сегодня такой целью может быть победа в крупном конкурсе или запуск стартапа. В финских школах, например, в течение года ученики вместе с учителями планируют выезд в лагерь.

Для наших учеников в технопарке мы организуем выездной образовательный интенсив с решением кейсов. У каждого отряда свой кейс. Фото с завершения смены
Для наших учеников в технопарке мы организуем выездной образовательный интенсив с решением кейсов. У каждого отряда свой кейс. Фото с завершения смены

Самоуправление

Общаясь с младшим братом - Виталием, который был военным, Антон Семенович отметил возможность и важность самоуправления в детском коллективе. Сегодня это проектное управление и распределение ролей в команде. Для того, чтобы коллектив начал эффективно функционировать, его участникам нужно “синхронизироваться” и договориться - “что такое хорошо, и что такое плохо”. После этого все будут понимать друг друга лучше: как себя вести, как уважать друг друга, появится дисциплина. Подход работает 100% и даже описывается в некоторых книгах по управлению рабочим коллективом. Также следует не забывать про распределение ролей или должностей внутри команды, в зависимости от возможностей, качеств и амбиций участников. Еще один полезный эффект, это получение обратной связи от других участников команды, понимание личного вклада в общее дело. Сегодня это называют оценкой 360.

В командах ребята распределяют роли экспериментатора и наблюдателя
В командах ребята распределяют роли экспериментатора и наблюдателя

Педагог, как часть коллектива

Педагог в учениях Макаренко - равноправный член коллектива. Это позволяет сохранять комфортную атмосферу, общаться на равных. Антон Семенович давал трудным ребятам ответственные поручения, таким ребятам, которые порой сами себе не доверяли. Такие поступки, конечно, повышали уверенность в себе и меняли отношение к педагогу. Воспитанники безмерно доверяли Макаренко, как другу и соратнику. Сегодня многие исследователи предлагают менять позиционирование педагога и уходить из позиции “над” в позицию “на равных”, но, к сожалению, это получается не у всех.

Мы часто используем термин - наставник. Фото с занятий.
Мы часто используем термин - наставник. Фото с занятий.

Труд

Да, про это написано уже много ,но я усмотрел другое. Думаю, что ученикам, нужно учиться примерять себя к тому, что делают взрослые. Ребятам нужно давать реальные задачи (пусть небольшие, но реальные). Ученики должны понимать, как создаются продукты и услуги. В коммуне Макаренко было организовано промышленное производство – здесь впервые начали производить фотоаппараты и электросверла. В рамках стартапа мы с ребятами технопарка тоже пытаемся разрабатывать сувенирную продукцию и ее продавать.

Что в итоге. Читайте классику! Многие идеи, которые мы слышим от модных авторов, возможно, уже где-то были написаны и кем-то озвучены. Информацию, нужно воспринимать критически и помнить про ограничения применения предложенных подходов. Из работ Макаренко можно много чего взять!

Как вы относитесь к Антону Семеновичу и его идеям? Комментарии и подписки приветствуются!