На первый взгляд, эти выставки объединяют мотив просвещения, попытки научиться чему-то новому или просто фиксация юных лет. Однако каждая из них позволяет ближе познакомиться с героями экспозиций, среди которых именитые художники, писатели и простые люди.
“Отличники” в Музее русского импрессионизма
До 21 марта 2023
Для многих российских художников конца XIX и начала XX века путешествия за границу стали настоящей школой. Лучшие выпускники Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества учились там новому, менялись и переосмысливали европейский опыт. Экспозиция выставки организована таким образом, что нам нетрудно заметить трансформацию в их искусстве: первые разделы выставки рассказывают про академическую традицию и новый взгляд на нее, далее мы движемся к реформам Академии художеств, видим их результаты и оказываемся на пороге предреволюционного искусства.
Проследить за “Отличниками” можно не только визуально, но и на ощупь: проект адаптирован для слабовидящих и незрячих гостей и предлагает прикоснуться к выставке через семь тактильных копий картин.
“Мой учитель Леонардо” в музее AZ
До 5 ноября 2023
На каждого отличника есть свой учитель. Для Анатолия Зверева им стал легендарный итальянский художник: “Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи”, — написал Зверев в своей автобиографии после прочтения трактатов “универсального человека” эпохи Возрождения. Трактатам и даже стихам Зверев также посвятил часть своей жизни. Они, вместе с живописью и графикой в различных жанрах от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики, займут особое место в экспозиции проекта.
Была ли это все только зверевская ирония или художник действительно считал Леонардо своим учителем — вопрос, которым задается даже Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ. Но от этого выставка только любопытнее.
“Дневник московской школьницы” в Галерее Ruarts
До 3 апреля 2023
Записки более личного характера легли в основу проекта Натальи Смолянской. Она представляет карту памяти, основанную на дневниках московской школьницы — мамы художницы. Фрагменты текстов соседствуют с работами Смолянской и найденными объектами — ее ранними живописными опытами, новыми видеоработами, гербарием матери и фотографиями из семейного архива. “Вчера в школе, да и сегодня ничего интересного не было — запись от 20 февраля 1940 года в дневнике моей мамы, московской школьницы Ляли Купаловой. <…> В них нет ничего героического и ничего значительного, но эти дневники для меня — не только и не столько ностальгическое и дорогое воспоминание, но и свидетельство отношения к жизни сегодня и сейчас, которое хотелось бы сохранить и передать…”, — пишет Наталья Смолянская.
“Михаил Пришвин: Главная книга” в Доме Любощинских-Вернадских
До 25 июня 2023
https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/16572/
А Литмузей для своей новой выставки взял за основу опубликованный лишь в 1990-е годы дневник Пришвина. Такая вещь позволяет нам открыть знакомого по школьным диктантам и сочинениям писателя с новой стороны. Оказывается, Пришвин с 1925 года обращался к фотографии, чтобы зафиксировать не только излюбленную им природу, но и социальную жизнь в ее не самых приглядных ракурсах (например, быт Соловецкого лагеря).
В экспозиции представлены подлинные дневники Пришвина и личные вещи: письменный стол, фотоаппарат — незаменимый спутник в путешествиях — и прочие документы. Кроме того, организаторы выставки пошли чуть дальше формата традиционных мемориальных выставок и создали инсталляции по мотивам жизни и творчества писателя. Так ведущим мотивом стали стволы деревьев, через “глазки” которых можно разглядеть сделанные Пришвиным макроснимки.
“Живописная фотография” в ЦВК Béton
До 19 марта 2023
Здесь — тоже о фотографии. Центр визуальной культуры Béton представляет выставку, на которой будут показаны уникальные авторские работы фотографов-пикториалистов конца ХIХ — начала ХХ века. Авторы пикториальной (то есть живописной) фотографии в своем творчестве ориентировались на различные направления в живописи, в основном это были импрессионизм и символизм, в зависимости от эстетических предпочтений и уровня художественной осведомленности. Пикториализм был неразрывно связан с живописной традицией, копировал ее приемы и в итоге по этой причине претерпел кризис в начале XX века.
Казалось бы, какая здесь связь со школой? Думаю, это отличный пример того, как можно соединять одно с другим и получать необычные, и потому прекрасные формы. И главное, всегда не поздно учиться чему-то новому.
Мы пишем о дизайне и архитектуре каждый день. Чтобы не пропускать интересное, подписывайтесь на наш канал.