Найти тему
Ромашковый сбор

Куда сходить: культурные события на 11-12 февраля

Оглавление

На первый взгляд, эти выставки объединяют мотив просвещения, попытки научиться чему-то новому или просто фиксация юных лет. Однако каждая из них позволяет ближе познакомиться с героями экспозиций, среди которых именитые художники, писатели и простые люди.

“Отличники” в Музее русского импрессионизма

До 21 марта 2023
Отличники - Музей русского импрессионизма

Для многих российских художников конца XIX и начала XX века путешествия за границу стали настоящей школой. Лучшие выпускники Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества учились там новому, менялись и переосмысливали европейский опыт. Экспозиция выставки организована таким образом, что нам нетрудно заметить трансформацию в их искусстве: первые разделы выставки рассказывают про академическую традицию и новый взгляд на нее, далее мы движемся к реформам Академии художеств, видим их результаты и оказываемся на пороге предреволюционного искусства.

Проследить за “Отличниками” можно не только визуально, но и на ощупь: проект адаптирован для слабовидящих и незрячих гостей и предлагает прикоснуться к выставке через семь тактильных копий картин.

Александр Яковлев. “Козы. Майорка”, 1915.
Александр Яковлев. “Козы. Майорка”, 1915.

“Мой учитель Леонардо” в музее AZ

До 5 ноября 2023
Мой учитель Леонардо

На каждого отличника есть свой учитель. Для Анатолия Зверева им стал легендарный итальянский художник: “Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи”, — написал Зверев в своей автобиографии после прочтения трактатов “универсального человека” эпохи Возрождения. Трактатам и даже стихам Зверев также посвятил часть своей жизни. Они, вместе с живописью и графикой в различных жанрах от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики, займут особое место в экспозиции проекта.

Анатолий Зверев. Автопортрет в шляпе. Конец 1950-х. Бумага, тушь.
Анатолий Зверев. Автопортрет в шляпе. Конец 1950-х. Бумага, тушь.

Была ли это все только зверевская ирония или художник действительно считал Леонардо своим учителем — вопрос, которым задается даже Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ. Но от этого выставка только любопытнее.

Анатолий Зверев. Кошка умывается, 1955–1957.
Анатолий Зверев. Кошка умывается, 1955–1957.

“Дневник московской школьницы” в Галерее Ruarts

До 3 апреля 2023
ДНЕВНИК МОСКОВСКОЙ ШКОЛЬНИЦЫ

Записки более личного характера легли в основу проекта Натальи Смолянской. Она представляет карту памяти, основанную на дневниках московской школьницы — мамы художницы. Фрагменты текстов соседствуют с работами Смолянской и найденными объектами — ее ранними живописными опытами, новыми видеоработами, гербарием матери и фотографиями из семейного архива. “Вчера в школе, да и сегодня ничего интересного не было — запись от 20 февраля 1940 года в дневнике моей мамы, московской школьницы Ляли Купаловой. <…> В них нет ничего героического и ничего значительного, но эти дневники для меня — не только и не столько ностальгическое и дорогое воспоминание, но и свидетельство отношения к жизни сегодня и сейчас, которое хотелось бы сохранить и передать…”, — пишет Наталья Смолянская.

Наталья Смолянская. Портрет мамы, 1986.
Наталья Смолянская. Портрет мамы, 1986.

“Михаил Пришвин: Главная книга” в Доме Любощинских-Вернадских

До 25 июня 2023
https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/16572/


А Литмузей для своей новой выставки взял за основу опубликованный лишь в 1990-е годы дневник Пришвина. Такая вещь позволяет нам открыть знакомого по школьным диктантам и сочинениям писателя с новой стороны. Оказывается, Пришвин с 1925 года обращался к фотографии, чтобы зафиксировать не только излюбленную им природу, но и социальную жизнь в ее не самых приглядных ракурсах (например, быт Соловецкого лагеря).

Лучи солнца. В окрестностях Дунина. Фото Михаила Пришвина.
Лучи солнца. В окрестностях Дунина. Фото Михаила Пришвина.

В экспозиции представлены подлинные дневники Пришвина и личные вещи: письменный стол, фотоаппарат — незаменимый спутник в путешествиях — и прочие документы. Кроме того, организаторы выставки пошли чуть дальше формата традиционных мемориальных выставок и создали инсталляции по мотивам жизни и творчества писателя. Так ведущим мотивом стали стволы деревьев, через “глазки” которых можно разглядеть сделанные Пришвиным макроснимки.

Паутина. Фото Михаила Пришвина. 1930-е.
Паутина. Фото Михаила Пришвина. 1930-е.

“Живописная фотография” в ЦВК Béton

До 19 марта 2023
Живописная фотография - Центр визуальной культуры Béton

Здесь — тоже о фотографии. Центр визуальной культуры Béton представляет выставку, на которой будут показаны уникальные авторские работы фотографов-пикториалистов конца ХIХ — начала ХХ века. Авторы пикториальной (то есть живописной) фотографии в своем творчестве ориентировались на различные направления в живописи, в основном это были импрессионизм и символизм, в зависимости от эстетических предпочтений и уровня художественной осведомленности. Пикториализм был неразрывно связан с живописной традицией, копировал ее приемы и в итоге по этой причине претерпел кризис в начале XX века.

А. Родченко. Портрет клоуна В. Лазаренко.
А. Родченко. Портрет клоуна В. Лазаренко.

Казалось бы, какая здесь связь со школой? Думаю, это отличный пример того, как можно соединять одно с другим и получать необычные, и потому прекрасные формы. И главное, всегда не поздно учиться чему-то новому.

Мы пишем о дизайне и архитектуре каждый день. Чтобы не пропускать интересное, подписывайтесь на наш канал.