Найти в Дзене

Био-арт: прогресс или угроза?

Как в искусстве неотъемлемо присутствует наука — химический состав красок или анатомическая точность в скульптуре, так и в науке есть своя эстетика и полет фантазии в поисках новых открытий. Био-арт — художественная практика, где биология становится частью искусства. Это направление возникло в конце 20-го, начале 21-го века. В качестве материалов художники используют бактерий, живые организмы, их ткани и даже процессы, происходящие внутри. Одним из самых ярких проектов биоискусства является работа художника Стеларк (Stelarc). С 1996 года он изучал возможность вживления уха (имплантат был выращен в лаборатории из клеток уха) в свое предплечье. Около десяти лет он искал хирургов, которые будут готовы провести такую операцию. В 2007 году Стеларку наконец вживили ухо в левое предплечье.
Художник объяснял свой эксперимент интересом возможностей науки и тела человека. Насколько сильно можно выйти за рамки привычного и улучшить физические и физиологические параметры тела. А Сюзанна Анкер (S

Как в искусстве неотъемлемо присутствует наука — химический состав красок или анатомическая точность в скульптуре, так и в науке есть своя эстетика и полет фантазии в поисках новых открытий.

Био-арт — художественная практика, где биология становится частью искусства. Это направление возникло в конце 20-го, начале 21-го века. В качестве материалов художники используют бактерий, живые организмы, их ткани и даже процессы, происходящие внутри.

Одним из самых ярких проектов биоискусства является работа художника Стеларк (Stelarc). С 1996 года он изучал возможность вживления уха (имплантат был выращен в лаборатории из клеток уха) в свое предплечье. Около десяти лет он искал хирургов, которые будут готовы провести такую операцию. В 2007 году Стеларку наконец вживили ухо в левое предплечье.

Стеларк на презентации импланта
Стеларк на презентации импланта


Художник объяснял свой эксперимент интересом возможностей науки и тела человека. Насколько сильно можно выйти за рамки привычного и улучшить физические и физиологические параметры тела.

А Сюзанна Анкер (Suzanne Anker), одна из первых художниц био-арта, больше предпочитает исследовать и наблюдать за изменениями природы. Вымирание биологических видов, влияние климата, генетики — все это отражается в ее работах, которые передают идею красоты и уникальности природы. В серии с символичным названием Vanitas* художница создала мини-объекты, которые состоят из сочетания природных и искусственно-созданных элементов. Внутри чашек Петри запечатлены предметы, символы, напоминающие нам о ценности жизни.

*Vanitas — жанр голландских художников 17 века, которые сочетали в работах символизм жизни и смерти.

Сюзанна Анкер: Vanitas (в чашке Петри)
Сюзанна Анкер: Vanitas (в чашке Петри)


Художники зачастую подчеркивают остросоциальные темы, подвергают сомнениям философию современной науки, ее прогресс, влияние экспериментов на природу и самого человека.

Эдуардо Кац (Eduardo Kac) известен трансгенными работами, в которых художник применял генетические изменения организмов. В 2000 году впервые был анонсирован проект GFP Bunny, который впоследствии стал самой известной и наиболее противоречивой работой художника. Кац заказал трансгенного кролика в Французском национальном агрономическом институте (INRA), где ученые ввели зеленый флуоресцентный белок (GFP) тихоокеанской медузы в яйцеклетку кролика-альбиноса. Тогда эксперимент вызвал большую волну недовольства научного сообщества и зоозащитников. Кролик Альба светится ярким зеленым свет, но при особом освещении синего света (при 488 нанометрах). В привычных нам условиях кролик ничем не примечателен: белая шерсть и розовые глаза.

По мнению Эдуардо Каца трансгенное искусство может помочь науке осознать возможные проблемы такой формы развития организмов, показать культурные последствия научной революции и даже открыть новые символические и прагматические подходы к искусству сотворения жизни и ответственности за нее.

Эдуардо Кац с кроликом Альба
Эдуардо Кац с кроликом Альба


Процесс создания произведения искусства из живых, биологических материалов, применение биотехнологий — очень этически неоднозначная практика. С одной стороны, она может способствовать научному прогрессу, помочь неподготовленному зрителю погрузиться в новые течения науки. Но всегда есть вероятность возникновения серьезных проблемы из-за ошибок биохудожников и экспериментов вне безопасных условий лаборатории.

Так, Стив Курц (Steve Kurtz) в 2004 году был арестован по подозрению в биотерроризме. В процессе подготовки к выставке о генетически модифицированном сельском хозяйстве, художник создал небольшую домашнюю лабораторию, где работал с биологическими образцами. В мае 2004 года Стив Курц позвонил в 911 сообщить о смерти своей жены от сердечного приступа. На месте полиция обнаружила подозрительные биоматериалы и связалась с ФБР. Спустя 4 года с художника сняли обвинения в биотерроризме, но предъявили обвинения в уголовном мошенничестве о распространении непатогенных бактерий (бактерии нормальной микрофлоры организма, не вызывают болезни, вред или смерть другого организма).

Critical Art Ensemble, арт-коллектив, в котором состоял Стив Курц, проводит перформанс «Radiation Burn: A Temporary Monument to Public Safety» (Радиационный ожог: временный памятник общественной безопасности)
Critical Art Ensemble, арт-коллектив, в котором состоял Стив Курц, проводит перформанс «Radiation Burn: A Temporary Monument to Public Safety» (Радиационный ожог: временный памятник общественной безопасности)

Био-арт — очень противоречивая область современного искусства из-за тонкой грани этики в работе художников. Некоторые произведения искусства революционны и вызывают много споров внутри научной, культурной и даже государственной среды. Однако именно благодаря парадоксальности и неоднозначности биологическое искусство обращает внимание человека на важные идеи, новые смыслы, которые неизбежно возникают в процессе развития нашего общества.

Источники:
-
Stelarc. Ear on Arm.
-
Suzanne Anker. Vanitas.
-
Ekac. GFP Bunny.
-
The Guardian. Cleared - the artist the FBI branded a bio-terrorist.