В выставочном зале Петропавловской крепости открыта выставка "Ленинградский пейзаж. Живопись 1950 - 1980-х годов" из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Я редко любуюсь искусством, поскольку с ним работаю. Когда такое любование случается, мой искусствоведческий механизм отдыхает и обновляется, снижает амортизацию. Бывает такое, к сожалению, довольно редко, но вот - произошло. Я ждал от этой выставки многого, но дождался еще большего, так что даже решил сделать этот репортаж.
Здесь покажу только выборочные пейзажи, которых на всей экспозиции примерно в десять раз больше. То, что на выставку стоит сходить - это не сомневайтесь, я и сам еще схожу.
Один из самых бережных пейзажей на выставке, художник дорожит документальной точностью и восстановленного Невского, и передачей реального освещения, и не проявляет никакого художнического своеволия. В результате картина становится трогательным окном в прошлое, которое тогда было обновленным настоящим, т.е. отреставрированным позапрошлым. В общем, как и всегда в Питере, для которого лучше, чтобы было "как при бабушке".
Канеев тоже не позволяет себе вольностей, но рука его тверда и точна, композицию не растрясти, хоть переворачивай этот холст. Зато в цвете и деталях высвечивается темперамент - розовые отражения в мокром асфальте превосходно оживляют темные тона и задают общую цветовую мелодию.
У Чесноковой экспрессия праздничного движения размазывает автомобили и покушается на нижние этажи зданий Невского проспекта. Рисунок страдает не просто так, но ради эмоционального строя, который преображает Ленинград в беспечный европейский городок под голубым небом.
Эта белая ночь если и тревожна в небесах, то внизу уже катастрофична - вода набухла горбом и падает, будто прорвало дамбу. Экспрессия тянет автора в наигранность и ему перестаешь верить, ведь картина - не про наводнение. Кстати, наводнениям и их изображениям на выставке посвящен отдельный зал.
Один из главных "левых" художников советского времени - Моисеенко - не интересуется ни памятниками, ни эффектами, оставляет в кадре одну рядовую застройку. Он слегка заваливает горизонт, что усиливает динамику, возникает почти чувство полета на городом, и этот прием передаёт привет оптике картин Петрова-Водкина.
Если Моисеенко пишет в авторском стиле, то Семенов в стиле времени, осваивая "оттепельную" легкость подачи. Оживленный наглядной агитацией, Ленинград наполняется желанным цветом, и графичный принцип изображения удачно увязывает всю эту пестроту в одну веселую композицию. Никакой усталости от идеологии за этими кумачами и плакатами не видно, но "оттепель" вот-вот закончится.
Еще один пейзаж Семенова, четко закрепленный во времени - сразу считывается романтика хрущевской эпохи. Никаких открыточных и знаковых видов, наоборот - здесь Ленинград почти можно перепутать с любым городом, где есть пристань и мост.
Прозрачный этюдный стиль в пейзаже Подляского напоминает прекрасные послевоенные работы Вячеслава Пакулина. В ленинградском пейзаже есть одна из постоянных сложностей: художнику нужно в своей живописной работе обобщать всё то архитектурное великолепие, которое составляет этот город. Иначе получится сухой чертеж. Но и сильно разгуливаться невозможно - утратишь доверие зрителя, потерявшего узнаваемые виды. Баланс каждый живописец ищет сам.
У Овчинникова на редкость гармонично соединилась природа и архитектура, причем в самой сердцевине города, и неожиданно эта картина приобрела нехарактерные провинциальные приметы: неспешность, спокойствие, даже негу.
Работа Януша - камерная, название - длинное, и в ней есть характерное лукавство тех времен. Впрочем, совершенно простительное: многие художники брали заказы на такие тематически актуальные пейзажи, исполняя их не "в лоб", а оживляя всякими случайностями и подробностями. Например: балкон Ленина затерялся среди осенних деревьев, и художнику есть что покорить своим живописным мастерством, и закупочная комиссиия не придерётся - особняк узнаваем, тема взята. Да, подпустил автор не партийной красоты в казенную историю, так оно и к лучшему.
Композиция - не банальная, деревья в полформата, они и создают главное настроение, внушают ураченный нынче "трепет". Сырая романтика Ленинграда: снег весной всегда вытаскивает тебя из расписания и режима, времени года и дня, и оказываешься в недолгом безвременьи. Пока вся эта нелепая апрельская снежность не растает.
"Не все же город-музей изображать, есть и современное строительство в Ленинграде" - примерно так оформлялась идея заказать художникам пейзажи с новой архитектурой. Вот и написал потомственный живописец вид на гостиницу "Советскую", построенную на излете "оттепели" и бывшую до конца 60-х чуть ли не единственным высотным зданием города. На таких фасадах особого цвета не найти, почему и прикрыл их автор деревьями как вуалькой, добавил мелодраматическую парочку у "Жигуленка" - теперь и самому интересно стало, почти жанровая сценка сложилась.
В том же 1967, что и гостиницу, построили Дворец спорта "Юбилейный", также в стиле "советского хай-тека" - из стекла и бетона. Бесцветность здания художник спрятал среди заиндевевшего пейзажа, прикрыл острыми линиями веточек, оживил цветными прохожими и получилось вполне себе празднично и цельно.
Просто "похоже нарисовать" ледокол, даже атомный "Ленин", для художника не имеет смысла - он же не чертежник-конструктор, на другое учился. А ведь судно исключительное - первое в мире с ядерной энергетической установкой, для 1958-го - мировой технологический и научный прорыв. Но для живописца оно прежде всего - не цветное, оно черно-белое (так в натуре и есть), потому ему надо искать и придумывать образ. Вот и появились туманы, дымки, пары и клубы из всего, что может быть с трубою на воде. Так ведь через это и образ появился: среди устаревших, чуть не при царе сделанных плавсредств, торжественно громоздится чудо современной научно-технической мысли. И теперь атмоферу цветную и пространство разноплановое можно вволю пописать автору.
В картинах Подляский также выглядит как отличный живописец, причем пейзаж этот, можно сказать, - наполовину жанр, фигуры здесь не ради оживления, а вполне самостоятельно рассказывают историю про утро рабочего города Ленинграда. Крепкий рисунок, динамичная композиция, смелый цвет - даже не боюсь перехвалить удачную вещь. И здесь дымы не ради компромисса между "неудобным" мотивом и одаренным живописцем, которому позарез надо писать цветное и оттеночное, а вьются совершенно по делу и по сюжету.
Специально сфотографировал фрагмент, чтобы показать - как уверенно и точно движется мысль, а за ней и кисть художника. И получается (извините, коллеги, меня за это слово) - красиво.
Вот это, можно сказать, классика питерско-ленинградского пейзажа, такое каждый местный житель видел из домашнего окна или будучи в гостях. То есть, мотив - распространенный и его надо оживить, чтобы задержать внимание ленинградца, удивить его чем-то, кроме пойманного сходства с натурой.
И вот появляется деталь, добавляющая динамики и точности - поземка сдувает снежную пыль, размывает зрительно жесткий край старой крыши, добавляет нам "кинестетики", вытаскивает наши воспоминания о схожих "видеофайлах" из нашей памяти. Пейзаж, кстати, подарен в собрание автором в 2000-м году, за что автору - моя личная благодарность за бескорыстность и любовь к музеям.
Этюд, но какой замечательный: общее атмосферное состояние, сложное освещение, когда фонари зажгли, а небо еще не погасло, оригинальная композиция, и даже неузнаваемость местности - всё "к лицу" этому небольшому пейзажу.
Этот пейзаж перекидывает, что называется, мостки поближе к современности, напоминает живопись 80-х и немного 90-х, здесь автор очарован стилем самодеятельных художников, за детали не цепляется, документальностью не дорожит, но выше всего этого ценит поэтический настрой и личную интонацию.
Вот на этом я и закончу выборочный авторский обзор выставки ленинградских пейзажей 1950 - 1980-х, которую рекомендую посетить и удивиться: "Почему в блоге этот искусствовед Успенский мне не показал вот эту прекрасную работу? И вот эту чудесную? И вот ту тоже?!".
Подписывайтесь, комментируйте, поддерживайте мой канал, а я продолжу свое искусствоведческое дело. А если мне попадется такое замечательное искусство, как на этой выставке, я вам про него расскажу, не удержусь.
P. S.
Сходил снова и добавил ещё пейзажей с этой выставки
Поддержать —
сбербанк 2202202334885005
https://sobe.ru/na/p27250M6k169
https://www.donationalerts.com/r/iskusstvoveduspensky