Найти в Дзене
сундук моего разума

"Три послушания, четыре добродетели". Идеальная китайская жена с древних времен

Создание учреждений, в которых женщин учат быть идеальными, угодными мужьям, вызвали волну гнева среди китаянок, которые веками пытались доказать, что они, как и мужчины, достойны права голоса и лучшей жизни. Невыгодные для китаянок правила были сродни моральным мукам. Лишь сейчас, когда девушки стали не менее перспективными, они могут выбирать, перечить, быть свободными. Слушайся отца до замужества Проявлять почтительность к родителям, а особенно к отцу, для незамужней китаянки было главнее всего. Девушки были лишены свободы воли, за них решали все - от повседневных дел и до замужества. Собственный выбор супруга накладывал позор на всю семью. Дочь также обязана заботиться о родителях, а если потребуется отдать за них жизнь - она отдаст без промедлений. Слушайся мужа Матери обучали своих дочерей "быть покорными мужьям". Добродетельная жена была обязана хранить верность супругу, даже если тот умрет. Повторно выходить замуж, конечно, было можно, но общество осуждало столь аморальный выб

Создание учреждений, в которых женщин учат быть идеальными, угодными мужьям, вызвали волну гнева среди китаянок, которые веками пытались доказать, что они, как и мужчины, достойны права голоса и лучшей жизни.

Невыгодные для китаянок правила были сродни моральным мукам. Лишь сейчас, когда девушки стали не менее перспективными, они могут выбирать, перечить, быть свободными.

Слушайся отца до замужества

Проявлять почтительность к родителям, а особенно к отцу, для незамужней китаянки было главнее всего. Девушки были лишены свободы воли, за них решали все - от повседневных дел и до замужества. Собственный выбор супруга накладывал позор на всю семью. Дочь также обязана заботиться о родителях, а если потребуется отдать за них жизнь - она отдаст без промедлений.

Слушайся мужа

Матери обучали своих дочерей "быть покорными мужьям". Добродетельная жена была обязана хранить верность супругу, даже если тот умрет. Повторно выходить замуж, конечно, было можно, но общество осуждало столь аморальный выбор. Тех, кто решался на самоубийство, дабы уйти вслед за супругом, почитали и восхваляли.

Слушайся сына будучи вдовой

После смерти супруга, главой семьи становился сын. По традиции мальчик должен уважать мать, но любое решение, касающееся семьи, включая судьбу матери, принимал исключительно он один.

Три послушания - это контроль над судьбой женщины в любом положении. К этому списку также добавляются Четыре добродетели.

Нравственность

В книге «Уроки для женщин» говорится, что «хорошая женщина не нуждается в талантах», а поговорка «женщина без талантов — добродетельная женщина» известна до сих пор. По мере развития китайского общества, правила становились все строже: подчиняйся родне мужа, не ревнуй его к любовницам, обучай детей правильному образу жизни, а став мачехой - люби его детей, как своих. Будучи бедняками - не проявляй недовольства, а коль богаты - оставайся бережливой, справедливой хозяйкой.

Речь

Острый язык - прямой путь к проблемам. Для женщины излишняя болтливость не добавляла достоинства. Говорить она, конечно, могла, но кратко и по делу. Даже слово "чаншэфу" (сплетница) применялось и применяется лишь к женскому полу, для мужчин аналогов нет.

Внешность

По конфуцианству мужчину заботила лишь добродетельность жены, а не ее внешность, поэтому и сама она не должна была слишком много времени уделять этому моменту. Быть чистой и опрятной уже достаточно. Считалось, что слишком красивая женщина привлекала зло. В Китае боготворили мужчин, бравших в жены добродетельную уродину, а фраза "сделай некрасивую женщину своей женой, а красивую — наложницей" - очень забавляет.

Работа

В Китае жена зовется "сяньнэйчжу" (бытовой помощник). В обязанности входили забота о доме, уход за членами семьи и гостями, подготовка к церемониям. Слишком глупой, медлительной и ленивой делали выговор и строго наказывали. Прошли году, но даже сейчас, желая похвалить женщину, ее называют "сяньци лянму" (хорошая жена или мать, не учитывая ее личные заслуги как человека).