13,6K подписчиков

Мое разочарование в массовой социализации

3,1K прочитали

Одна из моих подписчиц высказалась, что я негативно отношусь к детям с аутизмом. Начнем с того, что в аутизм, как диагноз я в принципе не верю. Я верю в аутичное поведение, как симптом нарушения работы мозга. Аутичные черты могут быть присущи как ребенку с органическим повреждением, алалией или афазией в речи, так и малышу с генетической поломкой. Так же они проявляются у детей с шизофренией на раннем этапе развития болезни, но это уже совсем иная тема.

Источник freepik.com, фото из открытого источника.
Источник freepik.com, фото из открытого источника.

Каждый имеет свое мнение, и здесь я высказываю свое. Так или иначе я уже много раз говорила об этом и скажу снова. Я считаю, что для начала адаптации и социализации, введения ребенка в общество у малыша должны сложиться и выработаться определенные навыки поведения, в противном случае толку от данного процесса не будет никакого.

Мой ребенок в период активной эхолалии пытался строить отношения со сверстниками. Диалог выглядел примерно так.

-Привет, как тебя зовут?

-А когда твой день рождения?

-А во что ты играешь?

Все на этом вопросы заканчивались, и сын снова начинал с Привет, и так по кругу до бесконечности. Помню один малыш спросил у меня: "Он наверное, забывчивый, уже 3 тий раз спрашивает, как меня зовут."

Какой смысл от такого общения? Если мой ребенок совершенно не в состоянии был выстроить стройный диалог. Здоровым детям он казался странным, а сам при своем сохранном интеллекте чувствовал себя ущербным.

2 года активных занятий в семье, развитие речи, и вот уже сын строит нормальный осознанный диалог. Больше его речь не выглядит странной, по кругу никто не идет. Участвовала ли в этом процессе активная социализация-НЕТ!

Пример моего ребенка еще достаточно прост, есть иные примеры детей у которых помимо речевых нарушений, есть нарушения поведенческие, проблемы с пониманием обращенной речи. Стигмы усиливающиеся от стресса, именно таких детей, их меньше всего желают видеть общеобразовательные учреждения, а воспитанники школ шарахаются и обходят стороной.

Социализация, это процесс взаимодействия и общения между детьми, а не когда Ваш ребенок сидит на задней парте наедине с собой, огороженный от всего детского коллектива. Или играет в дальнем углу, потому что иные ребята его в лучшем случае сторонятся, считая странным, если не обижают. Какой толк от данной социализации? Он смотрит на других. Может и смотрит, но пока нет активного участия в коммуникации в том углу ваш ребенок просто просиживает штаны, в речи должна быть практика, а практиковать ее там, где тебя не воспринимают крайне сложно.

Издревле в дворянских семьях детей обучали дома, нанимая им педагогов. Индивидуальные занятия имели узко ориентированный на конкретного ребенка подход. В лучшем случае такой ребенок общался с братьями и сестрами, для жизни подобной социализации более чем хватало. Современная система нацелена на массовость, обучить нужно всех, а репетиторов потянет далеко не каждая семья, но для детей с особенностями развития государство все-таки выделила подобный вариант обучения.

Знаете, я тоже попалась на ловушку счастливых песен о социализации, и тоже отдала своего ребенка в 1 класс. Если честно-жалею. Единственно кому от этого стало лучше- это я. Я доказала себе, что у меня нормальный ребенок и он может учиться в школе и выстраивать отношения со сверстниками. Казалось бы и чего мне раньше было не ясно, у сына все-таки нет психиатрии, но вот по действием общей тенденции, с учетом речевого развития мне было важно, как он поведет себя в коллективе. Чего и следовало ожидать все прошло гладко. Вот только стоило мне это удовлетворение собственной гордости года непрестанных болезней и поездки в реанимацию, учебы на коленке, с вымотанным от нагрузки ребенком. Сейчас сын учится надомно, хотя мне пришлось повоевать за данный вид обучения. Мы как раз оказались тем меньшинством, которое предпочли бы видеть в школе, но, к счастью, все-таки удалось отстоять права сына. Милое дело, к ребенку приходят учителя, уроков у него достаточное количество, даже английский сделали 2 раза в неделю. Сын учится в удобном ему темпе, осваивает углубленку по математике, действительно получает знания, а не перегрузку. Помимо школы у него ежедневно бассейн, сейчас он проходит курс с тренером работающим с детками с ДЦП и кружок ИЗО для детей с особенностями развития, так как руки у нас все еще плохо работают. Практически каждые 2 недели он посещает театр или поездку с группой инвалидов на экскурсии. Со следующего года хочу добавить частную киношколу именно для выстраивания моделей общения и неформальной обстановки, посмотрим, что из этого выйдет.

Я ушла от массовой педагогики и просто счастлива. Поэтому, когда я вижу матерей бьющихся зубами за массовую социализацию в школе я искренне не понимаю-зачем? Ради чего выматывать ребенка коллективом, в котором ему плохо. У детей с заболеваниями знания должны занимать одно из первых мест. Социализироваться в обществе, найти свое место и профессию помогут именно знания. Многие ребята с аутизмом имеют сохранный интеллект и войти в общество в большинстве случаев им помогает профессия, они занимают ниши программирования и сферы айти, занимаются дизайном и проектированием, работают из дома. Постепенно агрессивность и сложности в поведении у них сходят на нет, а вот багаж знаний, который ребенок так и не смог накопить в сложившейся обстановке становится очевиден.

На кого же нацелена массовая социализация? Ее прямые получатели дети с легкими речевыми проблемами, либо легкой степенью УО. А также слепые, глухие, парализованные ДЦП с сохранным интеллектом. Все сложные случаи: глубокий аутизм, психические расстройства, глубокая УО, даже пресловутая алалия и афазия в начале своей компенсации считаются гиблыми вариантами сложного дефекта. На них массовая система просто не нацелена. В лучшем случае если повезет у такого ребенка выстроится контакт с индивидуальным педагогом, и от такой работы будет толк. Современная коррекционная школа поможет ребенку с заиканием или нарушениями фонетического слуха, ребенку с глубоким аутизмом, нарушенным поведением такое обучение в лучшем случае станет передержкой.

Вот и образуются своего рода весы-мамы что пытается спихнуть лишь бы отдохнуть, и школы, не желающей брать на себя функции сиделки для пациента, поскольку она для этой роли не предназначена. Отсюда столько конфликтов с выживанием сложных детей из учебных учреждений.

А вот детей, подходящих под описанные критерии, школы наоборот стремятся внедрить в коллектив, часто в обход потребностям здоровья ребенка. Мой сын стал как раз таким примером, когда именно я стояла за перевод на надомное обучение.

Чтобы современному инвалиду учиться в массовой школе, он должен обладать хотя бы примитивными навыками общественного поведения. (Пусть ходит на уроке по классу, с этим еще можно работать в коррекционной школе, лишь бы не устраивал мелтдауны), этого достаточно для образовательно й организации. Для родителей, чтобы ждать от учреждения динамики и обучения у ребенка так же должны быть сформированы навыки общения со сверстниками, возможность строить диалог, а также, стойкий иммунитет и здоровье, чтобы противостоять простудным заболеваниям детского коллектива. Высокий уровень утомляемости, иначе усталость от перегрузки в классе сведет на нет процесс получения знаний.

Каждый решает для себя сам, но решение должно быть взвешенным и исходить из интересов ребенка, а не мамы, что жаждет что-то там себе доказать, или ищет отдыха и передышки от своих обязанностей. Не повторяйте моих ошибок.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.