Найти в Дзене
Народ Востока

Хмель-злодей: что случилось с евреями во время восстания Хмельницкого?

Для кого-то Богдан Хмельницкий является героем, но у еврейского народа иное мнение на этот счет. По определенным оценкам, лишились жизней до 90 % евреев, живших на территории, охваченной народным восстанием – десятки, а то и сотни тысяч человек. Неудивительно, что происходившее во время этого грандиозного народного восстания нередко сравнивают с событиями 1930-1940-х годов и считают их «генеральной репетицией Хoлoкocта».

Давайте расскажем, как и почему это случилось.

Польский король Казимир Великий в середине 14-го века пригласил в свою страну евреев, чтобы восстановить разрушенные татарами города. Какое-то время только там они и жили, тем более, что по тогдашним европейским законам, селиться в деревне иудеям было запрещено. Но затем в польско-литовской державе началась деградация монархической власти. И любой крупный помещик в своей вотчине приобрел права, равные государевым.

В это время активно менялась система международного разделения труда. Колониальные державы запада разбогатели на заморской торговле. В них начался промышленный переворот, и экономика переориентировалась с производства продуктов питания на производство более сложных товаров. У них появилась потребность в импорте хлеба, и главными его источниками стали страны Восточной Европы. Благодаря этому сумела подняться и окрепнуть Московская Русь, а магнаты децентрализованной Речи Посполитой несказанно разбогатели.

Чтобы стать еще богаче, им требовалось усилить феодальную эксплуатацию сельских тружеников. Русские путешественники и дипломаты ужасались тяжелому положению низшего сословия в соседнем государстве. Ведь в собственной стране царская власть никогда бы не допустила такого, потому что кормильцами и основой податного населения являлись крестьяне.

-2

В течение своего долгого правления Иван IV нанес Великому княжеству литовскому серию крупных военных поражений и на некоторое время оккупировал существенную часть этой страны. Литовские магнаты запросили у поляков военной помощи, и те обусловили ее предоставление заключением новой унии и преобразованием чисто династического союза двух стран в единое государство. Это и было сделано, и в момент образования Речи Посполитой Малая Русь была административно переподчинена от Литвы к Польше.

К тому времени она сильно обезлюдела, и более могущественная польская корона приступила к повторной колонизации. Магнаты переселяли своих крестьян и создавали новые сельскохозяйственные и торговые города на востоке. В достаточно короткое время было заселено левобережье Днепра.

Поскольку значительного образованного среднего класса в стране не было, роль прослойки между польскими панами и малороссийским крестьянством взяли на себя евреи. Они стали управлять землей и промыслами на правах аренды. Их привлекали сюда экономические и религиозные льготы, дарованные хозяевами этих местечек.

Но чтобы получить наивысшую прибыль (а Англия и Соединенные Провинции требовали все больше зерна) помещики высоко подняли арендные ставки. Еврейским управляющим приходилось выжимать из крестьян последние соки, и все недовольство обращалось на них. При этом, владелец земли нередко тут даже не появлялся, предпочитая проводить свое время в более гламурных местах.

-3

Поэтому, когда началось восстание Хмельницкого, народ знал, против кого направить свой гнев. Сам пан Богдан до того, как взяться за саблю, пытался решить свои личные затруднения бюрократическим путем. В 1646-м году он написал письмо гетману Потоцкому, в котором жаловался на конкуренцию со стороны еврейского шинкаря, по причине которой народ не желал ходить в его собственное питейное заведение.

У остальных запорожцев, православных помещиков, горожан и крестьян также имелись свои причины, чтобы быть недовольными. И уже в первые годы восстания во всех левобережных и большинстве правобережных городов не осталось еврейского населения. Те немногие счастливчики, которым удалось убежать, укрылись в Галиции, где польская власть была тверже. Даже знаменитый полковник Максим Кривонос, едва ли не главный недоброжелатель детей Сиона, сломал себе голову на осаде Львова в 1648-м году.

Зато только при взятии Немирова казаки отправили на небо более 6-ти тысяч еврейских душ. Они переоделись поляками и использовали польские знамена, и горожане без боя открыли ворота. Впрочем, иногда предводитель восстания проявлял моральную гибкость. Он пощадил еврейское население Брод, но взял с них большой денежный откуп – это был важный торговый город, который для будущих барышей требовалось сохранить.

Зато по остальным городам и местечкам запорожцы будто проехались катком – там не осталось ни одного еврея или поляка. В сильно беллетризированном и смягченном виде эти события попали в «Тараса Бульбу» Гоголя. Есть там и еще один псевдоисторический момент: байка о том, как православные церкви брали в аренду дети Сиона. Хмельницкий в пропагандистских целях писал об этом в своих грамотах, но реальность таких событий опровергли современные историки.

-4

Так или иначе, события тех суровых лет, когда «… вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами …» оставили существенный след и в истории восточно-европейского еврейства. Даже столетия спустя среди его представителей ходили рассказы о безжалостных богдановых казачках и многих местечках, которые они подвергли опустошению. В дальней перспективе это привело к росту религиозности среди ашкеназов этого региона, консервации их социальных обычаев и появлению хасидского движения.