Иногда налоговая инспекция может допускать ошибки: неправильно начислять налог, учитывать чужое имущество или не выплачивать положенный вычет. Рассказываем, куда обращаться в таких случаях.
Форма на сайте ФНС
Проще всего подать жалобу через специальный сервис на сайте Федеральной налоговой службы — ФНС. Для обращения даже не понадобится регистрация в личном кабинете. Кроме того, подать жалобу можно и за кого-то другого — например, за старшего родственника.
Вот в каких случаях сможет помочь сервис.
Расчёт и уплата налогов:
- налог начислен на чужой объект;
- объекта нет в налоговом уведомлении;
- информация об объекте содержит опечатки;
- в расчёте неверно указана налоговая база;
- неверно указана налоговая ставка;
- указано неверное количество месяцев владения в году;
- налог рассчитан без учёта доли в праве владения;
- налог рассчитан на доход, который не был получен;
- узнать индекс документа для оплаты имущественных налогов.
Для решения проблем понадобится номер налогового уведомления — его можно найти в письме, которое пришло от ФНС по почте, либо в личном кабинете на сайте ФНС.
Ошибка в персональных данных:
- указан неверный адрес доставки налогового уведомления;
- указаны прежние фамилия, имя или отчество;
- в фамилии, имени или отчестве допущена опечатка;
- указан неверный ИНН.
Применение льгот:
- налог начислен без учёта льготы для индивидуальных предпринимателей (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН);
- налог начислен без учёта льготы для пенсионеров, инвалидов и других льготных категорий;
- не учтён выбор объекта для применения льготы;
- не применён вычет по земельному налогу на «6 соток»;
- не применён вычет по налогу на имущество.
Налоговая задолженность:
- получил требование на ранее уплаченный налог;
- нет квитанции для уплаты задолженности.
Налоговый вычет:
- нет сведений о результатах проверки декларации 3-НДФЛ, в которой заявлено право на налоговый вычет;
- нет возврата НДФЛ (не вернули налоговый вычет).
Если вопрос к ФНС по другой теме, можно задать его в свободной форме.
📩 Ответ от ФНС придёт в течение 30 дней по электронной почте, которую вы укажете в жалобе. Если ответ будет содержать налоговую тайну, то его направят на бумаге по обычной почте.
Личный кабинет ФНС
Налогоплательщики, у которых есть личный кабинет на сайте ФНС, могут подать жалобу на ошибку там. В личный кабинет можно также войти с помощью Госуслуг.
Главную страницу личного кабинета нужно прокрутить до вкладки «Обращения» и нажать на кнопку «Подать обращение». Либо открыть меню (кнопка с тремя горизонтальными полосками) и выбрать «Каталог обращений».
Далее следует выбрать причину обращения. Жалобы на ошибки обычно «скрыты» в пункте «Уточнить (изменить) сведения в личном кабинете» либо «Прочие обращения».
- Заявление на уточнение своих персональных данных — если вы нашли ошибку в персональных данных, в данных по имуществу или в налоговых начислениях.
- Заявление об отсутствии объекта в личном кабинете — если в кабинете нет имущества, за которое вы должны заплатить налог.
- Заявление на уточнение данных об объекте — если есть ошибка в характеристиках имущества.
- Заявление о гибели или уничтожении объекта или транспорта — если имущества, на которое начисляют налог, больше нет.
- Заявление об объекте, который вам не принадлежит — если налог начислили на чужое имущество.
- Заявление об отсутствии начислений на имущество — если налог не начислили, хотя у вас есть недвижимость, транспорт или земельный участок.
- Заявление в свободной форме — если у вас претензия или вопрос к налоговой по теме, которой нет в предложенных выше заявлениях.
📩 Ответ от ФНС придёт в течение 30 дней в личном кабинете, через который вы обращались в налоговую.
Технические ошибки
На сайте или в личном кабинете ФНС могут встречаться технические ошибки — например, не подгружаться какие-либо данные, не загружаться страницы, не работать кнопки или ссылки. Для таких обращений у ФНС есть отдельный сервис.
В обращении потребуется указать ИНН, дату и время появления проблемы и электронную почту.
Через сервис также можно обратиться, если:
- есть проблема с электронной подписью (генерацией или подписанием документов);
- забыт пароль;
- нет налогового уведомления в личном кабинете;
- некорректно отображается сумма налога к оплате;
- появляется ошибка при оплате налога.
Проблемы с ЕНС
С 1 января 2023 года в налоговой появилось нововведение — единый налоговый счёт (ЕНС), который задумывался для более простой уплаты налогов. Новый счёт может работать с перебоями: например, в личном кабинете может отображаться неправильная сумма на счёте или «лишний» долг.
Пожаловаться на ошибки ЕНС удобно на специальной странице на сайте ФНС. Это поможет, если счёт заблокирован из-за ошибочного долга или требуется актуализация сальдо ЕНС.
Кроме того, до 1 марта 2023 года налоговая будет проводить индивидуальные сверки по платежам с налогоплательщиками и до выяснения обстоятельств не будет применять принудительное взыскание по отрицательному сальдо на ЕНС.
По телефону
Обратиться в налоговую можно по телефону единой горячей линии. Там подскажут, что делать в разных ситуациях и где найти ответы на свои вопросы. Звонить могут и обычные люди (физические лица), и самозанятые, и ИП (юридические лица).
Номер единого контакт-центра ФНС — 8 (800) 222-22-22.
Контакт-центр работает в понедельник и среду с 9:00 до 18:00, во вторник и четверг с 19:00 до 20:00, в пятницу с 9:00 до 16:45.
Лично в отделении налоговой
Если для решения вопроса необходимо посетить налоговую лично либо вам так привычнее и проще — можно обратиться в отделение налоговой инспекции. Чтобы не стоять в очереди, стоит записаться на приём онлайн на сайте ФНС.
Адрес вашей налоговой инспекции можно также узнать на сайте — там потребуется ввести адрес вашего дома.
Узнать о жалобе
Узнать о том, как продвигается решение проблемы, удобно с помощью сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС.
Там можно выяснить:
- номер обращения;
- срок, к которому должно быть рассмотрено обращение;
- статус обращения;
- сведения о результатах рассмотрения обращения.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной