Найти тему
Станислав Притчин

Война Ирана и Азербайджана не в их интересах, но выгодна внешним игрокам

В свою очередь кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин заявил, что видит маловероятным военное столкновение между Азербайджаном и Ираном.

«То, что напряжение в отношениях нагнетается, это факт. Внутренняя динамика, внешние стороны, часть из которых заинтересована в такой конфронтации – всё это присутствует, и идет нагнетание. Но с точки зрения реальности полномасштабного конфликта, мне кажется, это маловероятная история, потому что в ней никто объективно не заинтересован. Это станет серьезнейшей катастрофой для ее участников. Потому что с одной стороны, да, у Азербайджана есть успешный кейс Второй Карабахской войны, но там речь шла о маленькой Армении, армия которой совершенно не сравнима с тем, что есть у Ирана.

Поэтому для Азербайджана полноценный конфликт с Ираном максимально неинтересен и противоречит его долгосрочным планам. Ведь это отвлечет колоссальные ресурсы, приведет к значительным жертвам даже при поддержке союзников, и при этом Азербайджан фактически будет использован внешними игроками для того, чтобы создать проблемы Ирану. То есть, нужно понимать, что вокруг Ирана идет большая игра, и Азербайджан, в силу того, что он имеет тесные отношения с Турцией, союзнические отношения с тем же Израилем, конечно же, пытаются втянуть в это противостояние, что противоречит его стратегическим интересам», — рассказал Притчин.

По его мнению, у самого Ирана тоже нет стратегического интереса воевать с Азербайджаном, потому что, во-первых, в экономическом плане это разрушает возможности для нормального взаимодействия, можно ставить крест на проекте Север-Юг, который является стратегическим звеном взаимосвязи между Россией и Ираном. Во-вторых, это дополнительный очаг напряженности к тем, которые уже есть вокруг Ирана.

«Возможно, внутри Ирана есть силы, которые были бы заинтересованы в конфликте с Азербайджаном, но опять же стратегически для этой страны отношения с вашей страной должны быть ровными и добрососедскими.

Тот, кто организовал теракт против посольства, конечно же, хотел максимально дестабилизировать отношения Азербайджана и Ирана, и здесь особенно надо учитывать события, произошедшие после этого. Мне кажется очень значимым, что затем случились атаки на военные объекты Ирана. Можно, конечно, говорить о совпадении, но здесь налицо, что кто-то действительно пытается максимально ослабить Иран, при этом переложив ответственность на Азербайджан.

Что я имею в виду? Изначально теракт в посольстве должен был создать такое ощущение, что у Ирана с Азербайджаном действительно крайне напряженные отношения. И на следующий день происходят военные удары. И здесь, конечно же, для общественного сознания выдается такая картина, что вот Иран поступил в отношении Азербайджана так, потому что Баку каким-то образом причастен к этим ударам. То есть, увязка может быть вот такая. И она не в интересах ни Азербайджана, ни Ирана. Потому что понятно, что это Израиль в первую очередь, кто нанес удары. Но можно замести следы, представив дело таким образом, что это Иран с Азербайджаном поссорились. Поэтому здесь сейчас слишком много эмоций, слишком много накала. Но сторонам надо провести серьезнейшие консультации, максимально способствовать расследованию теракта, чтобы стало понятно, кто действительно причастен к этому страшному преступлению в отношении посольства АР, и что поводов для реального конфликта между соседними странами нет, потому что это противоречит их стратегическим интересам», — заключил эксперт.