Драгоценное рукоделие.
Музей золотного шитья.
Торжок. Тверская область.
Даже если вы никогда не были в Торжке, золотные шитьё все равно видели. В кино, например. Вспомните чудесный кардиган Лидии Федосеевой-Шукшиной в фильме «Женить миллионера» или белую блузу Натальи Варлей. На золотошвейной фабрике Торжка отшивали знамена, мундиры и костюмы к «Анне Карениной», их изделия участвовали в съёмке кинолент «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Война и мир, «Посол Советского союза», «Путь к Софии» и многих других.
Уникальный древний промысел золотное шитье известен с XI века. Мастерицы расшивали кокошники, пояса, церковное облачение, сафьяновую обувь. Шили драгоценными нитями, в которые были вплетены настоящие золотые проволочки с содержанием золота от 5 до 8 процентов,
А.Н. Островский, побывавший в Торжке в мае 1856 года, писал: «Торжок исстари славился производством козлов и сафьянов и в этом отношении уступает только Казани и Москве. Прежде золотошвейное мастерство процветало в Торжке; так, в 1848 году вышивкой туфель и сапог занималось 500 мастериц – теперь эта промышленность значительно сократилась. Работа вещей прочна и красива, но цена по незначительности требования не высока, я заплатил за две пары туфель, одни из разноцветного сафьяна, другие из бархата, шитого золотом, 3 рубля серебром».
Сегодня в Торжке находится единственная в России фабрика и музей при ней золотного шитья, где представлена история промысла с тысячелетней историей. Это первое, куда надо идти в Торжке.
В музее более тысячи предметов — старинные и современные работы, настоящие шедевры, ставшие свидетелями важных событий, архивные документы и даже карта археологических раскопок, производимых на территории города Торжка и других городов России.
После революции 1917 года выпускники золотошвейной школы объединились в золотошвейную артель имени 8 Марта. В те годы занимались вышивкой знаков отличия для Красной армии, расшивали тюбетейки, бювары, книжные закладки, декоративные подушки и сумочки.
До начала 50-х годов в узорах все еще сохранялись мотивы традиционных золотных вышивок XVII - XVIII веков. Позднее стали появляться атрибуты соцреализма — звезды, серп и молот.
Красоты столько, что уходить не хочется. И все это словно пришло в наш мир из Тридевятого царства, Тридесятого государства. А вы знаете, почему только у жительниц Торжка правый рукав шугая был длиннее левого, чего никогда не было в других городах России? Я не нашла ответа. Подскажите, кто знает.